Алексей КОТМЫШЕВ
Чуть больше двух лет назад во Владимире стартовали работы по реставрации Золотых ворот. А совсем недавно историческое сооружение начали постепенно освобождать от строительных лесов. Тут горожане и заметили, что с обновленным куполом что-то не так.
Настораживающий факт
Стоит напомнить, что Золотые ворота с надвратной церковью Положения риз Богородицы являются памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, который находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный символ города возвели еще в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, и в те века они были частью оборонительных укреплений города.
В наше время Золотые ворота превратились в одну из главных достопримечательностей Владимира, но годы сделали свое дело: то тут, то там владимирцы обнаруживали трещины, сколы и прочие повреждения памятника. Да и внутренние коммуникации постепенно стали нуждаться в замене. Наконец, Министерство культуры России взялось за дело, и работа по реставрации закипела. Подрядчиком стала тюменская фирма «Дизайн-2000».
Все работы должны были закончить к 1 августа 2025 года, но в связи с незапланированными нюансами их продлили до конца 2026 года. Увы, за это время горожане порядочно устали от неприглядного вида Золотых ворот, окутанных в зеленый навес, сделавший памятник похожим на древний зиккурат. Наконец, перед Днем города над памятником засиял золоченый купол надвратной церкви, а вскоре частично освободили от накидки и всю ее верхушку. Вот тут самые дотошные жители обратили внимание на один настораживающий факт.
- Купол после реставрации стал будто «изжеванным». Весь в каких-то вмятинах и неровностях. Что это такое? - возмутилась горожанка Ольга. И действительно, купол имеет неровности, напоминающие многочисленные мелкие вмятины. Будто кто-то слегка постучал по верхушке Золотых ворот молотком.
Работы по графику
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в ответ на наш вопрос о состоянии памятника лишь развели руками: за реставрацию отвечает Министерство культуры России, ему и карты в руки.
Поэтому мы обратились в федеральный Минкульт с просьбой рассказать о том, что уже сделано в ходе реставрации, какие работы еще предстоят, а также попросили уточнить щекотливый вопрос по поводу состояния купола, так встревожившего владимирцев.
В ответе за подписью заместителя директора Департамента управления делами и инвестиций Министерства культуры России Алексея Мальченкова федеральное ведомство отметило, что
по состоянию на октябрь 2025 года в ходе реставрации Золотых ворот удалось усилить подземные и наземные конструкции, отреставрировать кирпичную и белокаменную кладку фасадов и интерьеров, а также заменить окна, утеплить крышу и устроить потолки. Кроме того, подрядчик смонтировал индивидуальный тепловой пункт и закончил золочение купола и креста.
- Продолжаются масштабные отделочные работы в интерьерах и работы по монтажу инженерных коммуникаций, - отметил Алексей Мальченков.
Впереди работников ожидает реставрация дверей и крылец, отделка фасадов и кровли, а также завершение монтажа все тех же коммуникаций. Все работы идут в графике. Последним этапом окажется демонтаж строительных лесов. В Минкульте России отметили, что все работы должны закончить в четвертом квартале 2026 года.
Секреты золочения
Что касается неоднозначной ситуации с куполом, то в Министерстве культуры объяснили и это, причем довольно подробно. Специалисты отметили, что купол реставрировали в соответствии с проектной документацией, соблюдая все этапы технологии золочения сусальным золотом с сохранением медного покрытия.
В Минкульте отметили, что во время реставрации медного покрытия сперва пришлось расчистить купол от старого золочения, а также уже имевшихся на нем подготовительных слоев. Перед тем, как нанести на него новое сусальное золото, мастера выполнили новые подготовительные слои. В эту работу входит выравнивание специальной шпатлевкой, грунтование, вышкуривание, лакировка и полировка.
«Так как вновь нанесенное сусальное золото в настоящий момент имеет насыщенный цвет и ярко выраженную бликовку по сравнению с золочением до реставрации и отсутствием на нем естественного покрытия пылью, характерное для эксплуатационного периода, создаются визуальные неровности поверхности медного покрытия купола», - объяснили в Министерстве культуры России.
Впрочем, в ведомстве все-таки признали, что некоторые дефекты на куполе присутствуют, но это «сложившиеся исторические неровности поверхности», а не вина реставраторов. Таким образом, все эти факторы при сложении дали тот самый эффект, который наблюдают владимирцы. В Министерстве заключили, что медный купол был бережно сохранен, а золочение имеет специальные слои, которые защитят его от дождей, снега и прочей непогоды.