Что общего между Фатьяновым, Солженицыным и Янковским? (часть 2-3)

На владимирской земле жили и работали многие писатели, известные на всю страну. Сегодня мы начинаем серию публикаций в рубрике «Владимирская область: читающий регион» о литераторах, прославивших нашу область.

Мы продолжаем серию публикаций в рубрике «Владимирская область: читающий регион» о литераторах, прославивших нашу область.




В первом выпуске в "КП"-толстушке" от 4 сентября 2019 года мы рассказали о Константине Бальмонте и Венедикте Ерофееве. Сегодня на очереди писатели, которые в своих произведениях воспевали русскую историю и российский деревенский быт.




Эдуард Зорин - истории про Всеволода Большое гнездо




Эдуард Павлович Зорин, автор исторических романов, родился 28 сентября 1931 года в городе Кулябе Таджикской ССР. Во Владимирскую область он переехал в 1967 году. Преподавал в Юрьевецкой школе, работал заведующим Бюро пропаганды художественной литературы. В 1972-1985 годах возглавлял Владимирскую писательскую организацию.

Литературный путь Эдуард Зорин начал со стихов. Еще в Ташкенте в 1960 году вышел его первый поэтический сборник «В двадцать лет», затем изданы книги: «Красные карагачи», «Дарю вам сад», «Следы ведут в Караташ». Но именно на владимирской земле талант писателя расцвел и заиграл новыми красками.

После выхода в свет поэтического сборника «Костры» (1969) и повести «Соловьиный дозор» (1973), главное внимание писателя сосредотачивается на исторической теме, истоках становления нашего государства. За сравнительно небольшой срок написаны романы о Руси ХII-ХIII веков: «Богатырское поле», «Большое Гнездо», «Огненное порубежье», «Обагренная Русь», опубликованные в Верхне-Волжском книжном издательстве и переизданные в столичных издательствах. Все четыре книги были посвящены становлению государственности на Руси. При этом Зорин за четыре книги подводил читателя к тому, что именно этот период междоусобицы на Руси ослабил государство настолько, что оно легко пало под напором монголо-татар.

Позже писатель приступил к созданию дилогии «Клич» об уроженце Владимира генерале Николае Столетове, но в свет вышла только первая книга.

Умер Эдуард Зорин 27 октября 1989 года во Владимире.




Сергей Никитин — писатель добра




«Никитин принадлежит к писателям, крепко привязанным к своим родным краям, к их природе, он пишет в традициях Тургенева, Бунина, Паустовского. Его внимание сосредоточено на отношениях между людьми, на чувствах простых людей, на важных для них событиях повседневности. Его проза далека от политики, не содержит ни пропаганды, ни общественной критики, но она отражает время. Его сюжеты не оригинальны, но выписаны психологически точно, он ориентируется на добро, не избегая при этом описания зла и страданий. В своих коротких рассказах Никитин стремится к охвату целых человеческих судеб, сохраняя спокойный и плавный ход повествования», - очень точно писал о Сергее Константиновиче Вольфганг Казак, немецкий славист, литературовед и переводчик.

Сергей Никитин родился 10 октября 1926 года в Коврове. С отличием окончил среднюю школу. Учился в Московском государственном институте международных отношений, затем перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1952 году. Работал в редакции Владимирской областной молодежной газеты «Сталинская смена».

Как прозаик дебютировал в 1950 году в журнале «Смена», где был опубликован его рассказ «Однажды летом». В 1952 году вышла первая книга рассказов «Возвращение». В 1957 году по итогам литературного конкурса, посвященного Всемирному фестивалю молодежи, удостоен золотой медали за рассказ «В бессонную ночь». Член Союза писателей СССР с 1955 года.

Сергей Никитин стоял у истоков создания в 1962 году областной организации Союза писателей РСФСР и долгое время был ответственным секретарем организации.

Никитин – блестящий мастер рассказа. Автор более сорока книг прозы, в том числе: «Семь слонов», «Старики», «В бессонную ночь», «Костер на ветру», «Голубая планета», «Падучая звезда», «Живая вода», «Медосбор». Его талант проявился и в драматургии: пьеса «Личная жизнь» на сцене областного театра драмы выдержала более двухсот постановок. В 1971 году за выдающийся вклад в современную литературу награжден орденом «Знак почета». Произведения Никитина переведены на многие языки мира.

Умер 18 декабря 1973 года. Похоронен на кладбище «Байгуши» вблизи Владимира. Именем писателя названы улицы в Коврове и Владимире.

В 2006 году учреждена областная литературная премия имени Сергея Никитина. В 2011 году во Владимирской области учреждена премия в области литературы его имени. В Коврове сохранился дом на улице Барсукова, где он провёл детство и юность (1926—1944) и жил в зрелые годы (1948—1951).




Солженицын и «Матренин двор»




Во Владимирской области знаменитый диссидент Александр Солженинцын провел всего два года - отбыв свой лагерный срок и ссылку в Казахстане, он поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района, устроившись в школу учителем математики. Но эти два года в каком-то смысле дали старт ему как писателю: первые произведения, в том числе «Один день Ивана Денисовича», скорее всего, были задуманы здесь. Тут он и увидел сюжет знаменитого своего рассказа - «Матренин двор». Буквально записал все с натуры.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию, - напишет он три года спустя. - Ни в одной точке ее никто меня не ждал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Сперва и разговаривать со мной не хотели. Потом все ж позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт». Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое! Но есть за полотном железной дороги деревня Тальново...»

«Матренин двор» основан на реальной жизни и смерти тогдашней квартирной хозяйки Солженицына Матрены Тимофеевны Захаровой. Изменены лишь ее отчество - на «Васильевна», и фамилия - на «Григорьева». А деревня в рассказе из Мильцево стала «Тальново».

Три года спустя, когда Солженицын снова работал в школе (но уже в рязанской) он изложил на бумаге и «Матренин двор» и повесть из жизни невинно осужденного «Один день Ивана Денисовича», открывшую перед ним путь к «Архипелагу ГУЛАГ» и мировой славе.

«Один день» напечатал журнал «Новый мир» и Александр Исаевич сразу стал знаменитостью. Гонорар был равен двухлетнему школьному заработку - 1500 рублей. На кремлевском приеме 45-летнего автора представили Хрущеву, а в 1963 году и вовсе выдвинули на Ленинскую премию.

Но рассказ премию так и не получил, оттепель кончилась, за писателем началась слежка, затем выемка рукописей, запрет «Ракового корпуса». В ответ он требует отмены цензуры, дописывает «Архипелаг ГУЛАГ», печатает книги за границей. В 1969 году Солженицын исключен из Союза писателей, на следующий год – награжден Нобелевской премией. Еще через четыре года в сопровождении конвоя Солженицына отправляют в Германию. Казалось, что навсегда.

Но через 20 лет Солженицын вернулся в Россию триумфатором. 55 дней он ездил по стране, в том числе заглянул и во Владимирскую область. В первую очередь, чтобы посетить могилу Матрены. На родине Матрены в селе Мильцево к приезду Солженицына подыскали дом похожий на тот самый – из рассказа (подлинный не сохранился). И поставили его на месте Матренина двора. Солженицын в нем был, сказал, что похоже. Хотели музей писателя устроить, но уже через несколько дней воры утащили из него мебель, сняли с петель окна и дверь.

В итоге в 2015 году новый Матренин двор решили построить рядом со школой, где преподавал Александр Исаевич. Нынешний «дом Матрены» - из крепкого «кругляка», с резными наличниками. Все окна в нем – только на фасаде, как и написал в рассказе Солженицын. Внутри – утварь и мебель середины ХХ века, собранные школьниками по дворам. Есть и подлинные вещи писателя - фотоаппарат «Зоркий» и учебник с физическими опытами. На стене – зеркало, как бы то самое, про которое сказано «тусклое зеркало, в которое совсем нельзя смотреться». А рядом с этим домом-музеем не так давно поставили бюст писателю.




Владимир Солоухин — певец деревни




Аграрная во многом Владимирская область дала немало писателей, воспевавших в своих произведениях русскую деревню. Одним из таких представителей «деревенской прозы» был Владимир Алексеевич Солоухин.

Солоухин родился в селе Алепино (ныне Собинский район) в 1924 году в крестьянской семье. Он был десятым, последним ребёнком.

Первые стихи писатель написал еще в юности, в военные годы, но всерьез литературной деятельностью, лишь после войны. 50-е годы XX века прошли для Владимира Солоухина под лозунгом сближения с коммунистической партией. В 1952 году он вступает в партию. С 1958 года вошел в состав редколлегии журнала «Молодая гвардия».

Кстати, именно в 1958 году Солоухин участвует в одном из самых одиозных событий того года — массовом осуждении романа Пастернака «Доктор Живаго». Солоухин тогда выступал за то, чтобы отправить лауреата Нобелевской премии в эмиграцию: «Он там ничего не сможет рассказать интересного. И через месяц его выбросят, как съеденное яйцо, как выжатый лимон. И тогда это будет настоящая казнь за предательство, которое он совершил», говорил он.

При этом само творчество писателя полно противоречий. Особенно это касается публицистики, в которой он в разные годы высказывался и как русский патриот, и как борец с идеями Ленина (называя идеи Сталина логическим продолжением идей Ленина), и как большой поборник бережного отношения к иконам.

Зато вклад в российскую прозу Солоухина отрицать не может никто. Главная тема творчества писателя — русская деревня. В своих произведениях он сочетает публицистическую документальность и настроенность на природную лирику. Здесь можно встретить и исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях за жизнью колхозников, и размышления на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневную критику. Кстати, за это журнал «Коммунист» в 1982 году нападал на писателя, обвиняя того в «заигрывании с боженькой». Позже эти нападки вылились в целую кампанию против «религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина». Так что можно сказать, что он на себе прочувствовал гонения на Пастернака.

Перестройку писатель встретил восторженно. Но уже скоро он разочаровался в новой демократии и писал: «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?».

В итоге, писатель к концу жизни превратился в монархиста, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II, а также окончательно уверовал в Бога. Солоухин умер в апреле 1997 года в Москве. Его отпевали в Храме Христа Спасителя. Он, кстати, был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.




«На солнечной поляночке» Алексея Фатьянова




Не знать Алексея Ивановича Фатьянова, живя во Владимирской области, кажется, невозможно. Поэт Вязниковской земли, главный песенник послевоенного времени, автор знаменитой «Весны на заречной улице». Казалось бы, с такими титулами жизнь Алексея Фатьянова должна казаться в розовом свете. Но на деле в свое время не все у него было гладко и безоблачно.

Родился Алексей Фатьянов 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино (ныне в черте города Вязники. Семья Фатьяновых в то время считалась зажиточной. Но после Октябрьской революции всё имущество их было национализировано, дом отобрали и разместили там телефонную станцию.

Алексей рано научился читать, много времени проводил в домашней библиотеке, отец специально для него выписывал книги. Также родители привили Алексею любовь к театру, музыке и пению. Были, конечно, и обычные мальчишеские увлечения. Юный Алеша обожал голубей и рыбалку. Любовь к последней он сохранил на всю жизнь.

В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью — нэп закончился. Нужно было что-то решать. И глава семейства решил покорять столицу. Семья перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области (ныне в черте города Москвы). Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки. В это время он впервые показал свои стихи взрослому другу — учителю математики Новикову. Тот увидел в мальчике будущего поэта.

В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он участвовал в полковой художественной самодеятельности. Тогда же Алексей написал первую песню и спел ее на сцене. С этого времени он начал много писать, публиковать свои очерки и стихи в орловской областной «Молодёжке».

Во время войны Алексей Фатьянов с концертами выступал на фронте и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. Только в 1944 году его переводят в 15-й самоходно-артиллерийский полк и то, после скандала с руководством. В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара (Венгрия) был ранен, награждён медалью «За отвагу» и 10-дневным отпуском.

К концу войны известность Фатьянова выросла настолько, что по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

В 1947 году он был принят в Союз писателей СССР как поэт-песенник (сам Фатьянов считал себя поэтом и не любил, когда его так называли). Многие писатели завидовали поэтам-песенникам, так как они были одними из самых высокооплачиваемых в литературном цехе. Фатьянова называли «поэтом кабацкой меланхолии», а песни на его стихи порой обзывали «дешёвой музыкой на пустые слова».

Вот только народную любовь это не отменяло. Такие песни, как «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» пели в компаниях и на больших концертах. А самого Фатьянова регулярно приглашали на выступления, тем более что он был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепиано. На творческих вечерах он часто пел песни на свои собственные стихи.

В начале ноября 1959 года во время прогулки на речном трамвайчике по Москве-реке Фатьянов неожиданно почувствовал себя плохо. Кардиографическое обследование наличие инфаркта не подтвердило, но 13 ноября поэт умер от разрыва аневризмы аорты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Гроб с телом от ворот несли на руках простые люди, меняя друг друга. По воспоминаниям очевидцев, со времени похорон Максима Горького такого стечения народа в Москве не было.

Помнят Алексея Фатьянова и в Вязниках, где ежегодно проходит Фатьяновский праздник поэзии и песни.


Автор: Алексей СУХОВ
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН





Made on
Tilda