Что общего между Солженицыным, Янковским и Фатьяновым?

На владимирской земле жили и работали многие писатели, известные на всю страну. Сегодня мы начинаем серию публикаций в рубрике «Владимирская область: читающий регион» о литераторах, прославивших нашу область.

История литературы нашего края берет свое начало еще в ХII веке, когда многие светила православной церкви работали на землях Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский епископ Симон составил на берегах Клязьмы «Киево-Печерский патерик» – собрание житий святых Киево-Печерской Лавры, епископ Серапион создал «Поучения» – яркий публицистический документ той эпохи. Позднее суздальский инок Лаврентий дополнил летопись Нестора, а также «Поучения Владимира Мономаха». Свой вклад в развитие владимирской письменности внесли монах Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Михаил и иеромонах Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий.

О тех временах сохранилось не так уж много сведений. А вот о писателях и поэтах более поздних эпох известно много. Мы постарались рассказать самое интересное.




Константин Бальмонт — от демонизма к богу




Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в Гумнищах Шуйского уезда Владимирской губернии. Первую половину жизни поэта вполне можно назвать «типичной» для того времени. Родители разночинцы, гимназия, увлеченность идеалами революции и вступление в революционный кружок. Именно последний привел к исключению из гимназии, после чего Бальмонт переезжает во Владимир.

Здесь он был принят во Владимирскую гимназию, которую закончил в 1886 году. Тут же он начал литературную деятельность – в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» было опубликовано три его стихотворения.

В 90-е годы XIX века Бальмонт окончательно решил заняться литературой. Вот только опубликованные стихи денег не приносили. Поэт оказался в трудном положении: без поддержки, без средств, он буквально голодал. К счастью, нашлись люди, принявшие участие в судьбе начинающего поэта. Профессора из Владимира и Москвы предложили Бальмонту заняться переводческой деятельностью. В 1892–1894 годах он много переводит: делает полный перевод Шелли, получает возможность печататься в журналах и газетах, расширяет круг литературных знакомств.

В 1896 году поэт женится на переводчице Екатерине Андреевой. С ней они много ездили по Европе. Много времени Бальмонт проводил в библиотеках, совершенствовал языки, был приглашен в Оксфорд – прочесть лекции по истории русской поэзии. Позже, вернувшись в Москву, Бальмонт и Андреева начали вести более размеренную жизнь.

Казалось бы, наступило спокойствие. Но нет, периодически поэт уходил в такие кутежи, что жена вынуждена была искать его по всему городу. Одновременно с этим Бальмонт все больше конфликтует с властью. В марте 1901 года поэт стал подлинным героем в Петербурге: он публично прочитал антиправительственное стихотворение «Маленький султан», и это событие имело огромный политический резонанс. После этого незамедлительно последовали административные репрессии и ссылка.

Вернулся он лишь в 1905 году. Революция захватила поэта. Он пишет обличительные стихи, сотрудничает в газете «Новая жизнь». Но решив, что он один из явных претендентов на царскую расправу, Бальмонт уезжает в Париж. Теперь поэт покинул Россию на семь с лишним лет.

Лишь в феврале 1913 года в связи с трехсотлетием дома Романовых была объявлена политическая амнистия, и Бальмонт получил долгожданную возможность вернуться на родину. В Москве на Брестском вокзале его ждала огромная толпа людей.

Бальмонт восторженно принял Февральскую революцию, но вскоре разочаровался. После Октябрьской революции большевики, памятуя о прошлых либеральных взглядах Бальмонта, вызвали его в ВЧК и спросили: «В какой партии Вы состоите?» Бальмонт ответил: «Я — поэт».

Для Константина Дмитриевича настали трудные времена. Нужно было содержать две семьи: жену и дочь Нину, которые жили в Москве, и любовницу Елену Цветковскую с дочерью Миррой, живших в Петрограде. В 1920 году Бальмонт с семьей навсегда покидает Россию. Разлуку с родиной он переносил тяжело. Но именно в этот период современники стали отмечать внутреннее умиротворение поэта. Он сблизился со Шмелевым и стал более благосклонно относиться к христианству, которое до этого ненавидел всей душой.

Бальмонт умер от воспаления легких 24 декабря 1942 года. К востоку от Парижа расположен Нуази-ле-Гран. Здесь, на местном католическом кладбище, высится крест из серого камня, на котором по-французски написано: «Константин Бальмонт, русский поэт».




Венедикт Ерофеев: «И немедленно выпил»




В прошлом году, к восьмидесятилетию автора эпохальной поэмы «Москва-Петушки» известный тандем главных российских литературоведов: Олег Лекманов и Михаил Свердлов в соавторстве с Ильей Симановским выпустили книгу «Венедикт Ерофеев: Посторонний». В ней они писали:

«Жизнь Ерофеева выглядит печальной: нищее детство на Кольском полуострове, арестованный отец, детдом (после того, как его с братьями и сестрами оставила мать), потом - бедность, склонность к алкоголю и смерть в 50 с небольшим лет. И написано им было, в сущности, совсем немного. Но среди этого немногого - одна из лучших русских книг ХХ века, поэма «Москва-Петушки», которой зачитывались и зачитываются поколения людей».

Владимирскую область и Венечку Ерофеева связывает не только название знаменитой поэмы, но и учеба на Владимирском филфаке пединститута. Но это было не сразу. Вначале было тяжелое детство, примерная юность. Школу он окончил с золотой медалью. В 17 лет поступил в МГУ, откуда отчислен через полтора года за то, что не ходил на военную подготовку и держал под подушкой Библию. Он вел «неправильные» речи, целенаправленно пьянствовал и все это делал демонстративно. При этом многие исследователи считают, что все могло бы быть иначе, если бы не ранняя смерть отца. Именно после нее он вернулся в университет, начал пить и курить.

После МГУ Венедикт безо всякого труда поступил во Владимирский пединститут, на отлично за несколько дней сдав трудные экзамены и покорив комиссию. Вот только на филфаке он продержался около полугода и тоже был изгнан, а потом еще из двух других вузов. Тем не менее, именно во Владимире у него родился прообраз будущей поэмы «Москва-Петушки». Здесь он делает первые наброски книги.

Уехав в Москву, писатель перебивался случайными заработками. В 1969 или 1970 году он создал свою поэму, потом еще какое-то время ее шлифовал, потом читал вслух, потом дал перепечатать знакомой в нескольких экземплярах. В течение нескольких лет «Москва-Петушки» стала суперхитом самиздата, а Ерофеев оказался широко известен (правда, в узких кругах - об официальной публикации и речи не могло идти). Ею восхищались такие разные люди, как крупнейший филолог Михаил Бахтин, поэт Юлий Ким и актер и режиссер Василий Шукшин.

В 1985 году у Ерофеева обнаруживают рак горла. За пять лет болезнь уничтожила писателя. Но популярность своей книги он успел увидеть. Еще при жизни автора поэма «Москва-Петушки» была переведена на 30 языков.

Сегодня поэма входит в список литературы для студентов университетов. В самих Петушках есть занимающий две комнаты музей Ерофеева с немногочисленными личными вещами – книгами, пластинками классической музыки и стаканом с золотым ободком.




Эдуард Зорин и Всеволод Большое гнездо




Эдуард Павлович Зорин родился 28 сентября 1931 года в городе Кулябе Таджикской ССР. Во Владимирскую область он переехал в 1967 году. Преподавал в Юрьевецкой школе, работал заведующим Бюро пропаганды художественной литературы. В 1972-1985 годах возглавлял Владимирскую писательскую организацию на выборной должности ответственного секретаря.

Литературный путь Зорин начал со стихов. Еще в Ташкенте в 1960 году вышел его первый поэтический сборник «В двадцать лет», затем изданы книги: «Красные карагачи», «Дарю вам сад», «Следы ведут в Караташ». Но именно на владимирской земле талант писателя расцвел и заиграл новыми красками.

После выхода в свет поэтического сборника «Костры» (1969) и повести «Соловьиный дозор» (1973), главное внимание писателя сосредотачивается на исторической теме, истоках становления нашего государства. За сравнительно небольшой срок написаны романы о Руси ХII-ХIII веков: «Богатырское поле», «Большое Гнездо», «Огненное порубежье», «Обагренная Русь», опубликованные в Верхне-Волжском книжном издательстве и переизданные в столичных издательствах. Все четыре книги были посвящены личности князя Всеволода Большое гнездо. При этом Зорин за четыре книги подводил читателя к тому, что именно этот период междоусобицы на Руси ослабил государство настолько, что оно легко пало под напором монголо-татар.

Позже писатель решил написать дилогию «Клич» об уроженце Владимира генерале Николае Столетове, но в свет вышла только первая книга.

Умер Эдуард Зорин 27 октября 1989 года во Владимире.




Сергей Никитин — писатель добра




«Никитин принадлежит к писателям, крепко привязанным к своим родным краям, к их природе, он пишет в традициях Тургенева, Бунина, Паустовского. Его внимание сосредоточено на отношениях между людьми, на чувствах простых людей, на важных для них событиях повседневности. Его проза далека от политики, не содержит ни пропаганды, ни общественной критики, но она отражает время. Его сюжеты не оригинальны, но выписаны психологически точно, он ориентируется на добро, не избегая при этом описания зла и страданий. В своих коротких рассказах Никитин стремится к охвату целых человеческих судеб, сохраняя спокойный и плавный ход повествования», - очень точно писал о Сергее Константиновиче Вольфганг Казак, немецкий славист, литературовед и переводчик.

Сергей Никитин родился 10 октября 1926 года в Коврове. С отличием окончил среднюю школу. Учился в Московском государственном институте международных отношений, затем перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1952 году. Работал в редакции Владимирской областной молодежной газеты «Сталинская смена».

Как прозаик дебютировал в 1950 году в журнале «Смена», где был опубликован его рассказ «Однажды летом». В 1952 году вышла первая книга рассказов «Возвращение». В 1957 году по итогам литературного конкурса, посвященного Всемирному фестивалю молодежи, удостоен золотой медали за рассказ «В бессонную ночь». Член Союза писателей СССР с 1955 года.

Сергей Никитин стоял у истоков создания в 1962 году областной организации Союза писателей РСФСР и долгое время был ответственным секретарем организации.

Никитин – блестящий мастер рассказа. Автор более сорока книг прозы, в том числе: «Семь слонов», «Старики», «В бессонную ночь», «Костер на ветру», «Голубая планета», «Падучая звезда», «Живая вода», «Медосбор». Его талант проявился и в драматургии: пьеса «Личная жизнь» на сцене областного театра драмы выдержала более двухсот постановок. В 1971 году за выдающийся вклад в современную литературу награжден орденом «Знак почета». Произведения Никитина переведены на многие языки мира.

Умер 18 декабря 1973 года. Похоронен на кладбище «Байгуши» вблизи Владимира. Именем писателя названы улицы в Коврове и Владимире.

В 2006 году учреждена областная литературная премия имени Сергея Никитина. В 2011 году во Владимирской области учреждена премия в области литературы его имени. В Коврове сохранился дом на улице Барсукова, где он провёл детство и юность (1926—1944) и жил в зрелые годы (1948—1951).




Солженицын и «Матренин двор»




Во Владимирской области Александр Солженинцын провел всего два года - отбыв свой лагерный срок и ссылку в Казахстане, он поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района, устроившись в школу учителем математики. Но эти два года в каком-то смысле дали старт ему как писателю: первые произведения, в том числе «Один день Ивана Денисовича», скорее всего, были задуманы здесь. Тут он и увидел сюжет знаменитого своего рассказа - «Матренин двор». Буквально записал все с натуры.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию, - напишет он три года спустя. - Ни в одной точке ее никто меня не ждал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Сперва и разговаривать со мной не хотели. Потом все ж позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт». Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое! Но есть за полотном железной дороги деревня Тальново...»

«Матренин двор» основан на реальной жизни и смерти тогдашней квартирной хозяйки Солженицына Матрены Тимофеевны Захаровой. Изменены лишь ее отчество - на «Васильевна», и фамилия - на «Григорьева». А деревня в рассказе из Мильцево стала «Тальново».

Три года спустя, когда Солженицын снова работал в школе (но уже в рязанской) он изложил на бумаге и «Матренин двор» и повесть из жизни невинно осужденного «Один день Ивана Денисовича», открывшую перед ним путь к «Архипелагу ГУЛАГ» и мировой славе.

«Один день» напечатал журнал «Новый мир» и Александр Исаевич сразу стал знаменитостью. Гонорар был равен двухлетнему школьному заработку - 1500 рублей. На кремлевском приеме 45-летнего автора представили Хрущеву, а в 1963 году и вовсе выдвинули на Ленинскую премию.

Но рассказ премию так и не получил, оттепель кончилась, за писателем началась слежка, затем выемка рукописей, запрет «Ракового корпуса». В ответ он требует отмены цензуры, дописывает «Архипелаг ГУЛАГ», печатает книги за границей. В 1969 году Солженицын исключен из Союза писателей, на следующий год – награжден Нобелевской премией. Еще через четыре года в сопровождении конвоя Солженицына отправляют в Германию. Казалось, что навсегда.

Но через 20 лет Солженицын вернулся в Россию триумфатором. 55 дней он ездил по стране, в том числе заглянул и во Владимирскую область. В первую очередь, чтобы посетить могилу Матрены. На родине Матрены в селе Мильцево к приезду Солженицына подыскали дом похожий на тот самый – из рассказа (подлинный не сохранился). И поставили его на месте Матренина двора. Солженицын в нем был, сказал, что похоже. Хотели музей писателя устроить, но уже через несколько дней воры утащили из него мебель, сняли с петель окна и дверь.

В итоге в 2015 году новый Матренин двор решили построить рядом со школой, где преподавал Александр Исаевич. Нынешний «дом Матрены» - из крепкого «кругляка», с резными наличниками. Все окна в нем – только на фасаде, как и написал в рассказе Солженицын. Внутри – утварь и мебель середины ХХ века, собранные школьниками по дворам. Есть и подлинные вещи писателя - фотоаппарат «Зоркий» и учебник с физическими опытами. На стене – зеркало, как бы то самое, про которое сказано «тусклое зеркало, в которое совсем нельзя смотреться». А рядом с этим домом-музеем не так давно поставили бюст писателю.


Автор: Алексей СУХОВ
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН





Made on
Tilda