40% мошенничеств, совершаемых во Владимирской области, заканчиваются кредитом
Во владимирском отделении Банка России обсудили проблемы, связанные с кибермошенничеством
Алексей МЕТЕЛКИН, фото Ольги ЮШКОВОЙ

Управляющий владимирским отделением Банка России Антон Завойстый уверен, что кибермошенничество на данный момент – один из самых серьезных вызовов в России вообще. И для Владимирской области данная формулировка абсолютно справедлива.

Продают даже квартиры

- Мы, конечно, имеем с одной стороны высокие цифры по предотвращенным банками хищениям, но с другой стороны мы имеем и не менее высокие цифры по количеству украденных средств у наших граждан. Если по первому показателю, в третьем квартале 2024 года в России была зафиксирована сумма в 5 триллионов рублей, то по второму показателю в тот же период сумма не менее значительна. Со счетов наших граждан было украдено около 9 миллиардов рублей. По факту это рекордные показатели для России. В день получается, что похищается где-то около 100 миллионов рублей, - заявил Антон Завойстый.
Не менее интересны цифры и по Владимирской области. Как рассказал заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Владимирской области Илья Моисеев, во Владимирской области продолжается рост дистанционных мошенничеств. Правда, тут все же полицейские видят повод для оптимизма.
- Год назад в это же время мы говорили о том, что число кибермошенничеств выросло на 30 процентов по сравнению с 2023 годом. Сейчас же можно говорить о том, что число мошенничеств выросло всего на 14 процентов, - уточнил он. – То есть удалось замедлить темпы роста более чем в два раза. Всего же в прошлом году было совершенно 3589 мошенничеств.
При этом мошенничество меняется. Подстраивается под текущие реалии. Да, по-прежнему популярны дропперное мошенничество (дроппер – это человек, которого используют мошенники для достижения своих целей, то есть он не является инициатором преступления, а выполняет указания мошенников, зачастую предоставляя свою карту для транзита похищенных средств). Но вот что отличает Владимирскую область от остальных регионов, так это наличие большого числа коммунальных мошенничеств. Дело в том, что в регионе очень часто звонят киберпреступники, которые представляются сотрудниками компании «ЭнергосбыТ Плюс».
- Мошенники звонят через мессенджеры, причем зачастую через видеосвязь, - сказал Илья Моисеев. – Там идет имитация офиса компании. На заднем фоне есть соответствующий шум, работают другие «сотрудники». Людям предлагают перерегистрировать счет или заменить бесплатно счетчик. В любом случае, все это делается для получения доступа кода к Госуслугам. Людям предлагают сделать все из дома. Присылают смс для активации. И когда вы вводите код, то дается доступ к вашей странице на Госуслугах мошенникам.
Доходит до интересных ситуаций. После такого вот звонка, могут позвонить сотрудники якобы Госуслуг и сказать, что это были мошенники. И даже если человек заблокирует свою учетную запись, он уже потом находится в тревожном состоянии. А вдруг мошенники дорвались до его персональных данных. И в этот момент ему звонят снова.
- Далее следует звонок от представителя силовых структур, который говорит, что с помощью вашей страницы на сайте Госуслуг мошенники сумели взять миллион кредитов. И эти деньги ушли на счета СВУ Украины. И вы теперь будете привлечены к уголовной ответственности за финансирование терроризма, - пояснил Илья Моисеев.
В итоге по статистике около 40 процентов всех мошеннических схем заканчивается оформлением кредита. Во многом это связано с тем, что при нынешней внешнеполитической ситуации против россиян активно работают украинские колл-центры. А те целенаправленно работают на то, чтобы собрать со своих жертв максимум средств.
- Мы уже сталкивались с тем, что людей заставляли брать кредиты, продавать автомобили по дешевке, даже квартиры люди продавали! – рассказал Илья Моисеев.

Как работают мошенники

Чтобы не попасть на удочку мошенников, надо понимать, как они работают. Подробнее об этом рассказал эксперт владимирского отделения Центробанка Евгений Гаврилюк.
Для начала он обратил внимание, что все мошенники в первую очередь обращаются к эмоциям людей. Они могут быть как отрицательными (страх, паника, чувство стыда), так и положительными (радость, надежда, желание получить деньги).
- При этом мошенники всегда торопят жертву, принуждают совершить какое-либо действие, не дают прервать разговор, держат не крючке, - добавил Евгений Гаврилюк. – Также мошенник всегда обращается к авторитету. Вам не будет звонить просто человек с улицы. Это всегда будет тот, кому мы доверяем, кого уважаем или боимся.
Какие варианты звонков могут быть? Вам могут позвонить:
- якобы сотрудник Социального фонда, соцслужбы («вам положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или индексация размера пенсии»);
- якобы оператор мобильной связи («вам надо продлить действие договора на сотовую связь, так как срок предыдущего скоро якобы истечет, и номер телефона перестанет действовать»);
- якобы сотрудник банка - как правило, представитель службы безопасности («с вашей карты пытаются перевести деньги», «по карте замечены подозрительные операции, и она заблокирована»;
- якобы руководитель (служащему или работнику поступает сообщение в месенджере от мошенника, который выдает себя за его руководителя, и пишет о том, что на предприятии проводится проверка ФСБ, также мошенник присылает документы о проверке и сообщает, что сейчас служащему позвонит сотрудник ФСБ и с ним нужно будет пообщаться. Далее звонит другой мошенник уже якобы из ФСБ и выпытывает у жертвы личную и финансовую информацию).
Главное, по словам Евгения Гаврилюка, сохранять бдительность и здоровый скептицизм. Любую информацию можно перепроверять: самостоятельно связаться с организацией, откуда якобы звонит незнакомец, все уточнить.
Но не только звонками пользуются мошенники. Еще часто способом для выманивания денег становится фишинг. Злоумышленники подделывают популярные сайты органов власти, различных ведомств, известных магазинов, маркеплейсов, туристических компаний и так далее. Но, переходя туда, вы попадаете на фальшивый ресурс, где можете оставить личные или финансовые данные, логин и пароль, контактные сведения (номер телефона и электронную почту).
Более того, нельзя доверять уже даже своим близким и родным. Все чаще злоумышленники для хищения денег стали использовать дипфейк-технологии. Например, взломав аккаунт в мессенджере, мошенники могут создать на основе аудио или видео сообщений жертвы реалистичное звуковое или видео сообщение. Затем сгенерированное сообщение рассылают его друзьям или родным из адресной книги. В коротком фальшивом сообщении, виртуальный герой которого сложно отличить от реального прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет.
В общем, будьте бдительны и никому не верьте!

КСТАТИ

Правила защиты от кибермошенников:
- не сообщайте никому личные и финансовые данные.
- установите антивирусные программы на все свои устройства и постоянно обновляйте антивирусные программы.
- не читайте сообщения и письма от неизвестных адресатов и не перезванивайте по неизвестным номерам.
- не переходите по сомнительным ссылкам и не скачивайте неизвестные файлы или программы.
- заведите отдельную банковскую карту для покупок в Интернете.
Made on
Tilda