Владимирцы могут увидеть уникальные фрески в их первозданном виде
Благодаря технологиям работы иконописца Дионисия можно увидеть без теней и искажений - лучше, чем в самом храме


Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась уникальная по масштабности и качеству исполнения выставка, на которой владимирцы смогут увидеть фотографии стенописи Белозерского Богородице-Рождественского монастыря в селе Ферапонтово Вологодской области — одного из самых загадочных и притягательных памятников мирового культурного наследия.

Фотографии, на которых изображен полный цикл фресок в Ферапонтове — не просто снимки, которые запечатлели уникальные рисунки знаменитого московского иконописца Дионисия, одного из самых талантливых последователей школы Андрея Рублева. Фотохудожник и издатель Юрий Холдин сумел сфотографировать их так, как не может увидеть человеческий глаз.

Автор был так впечатлен, впервые увидев фрески Дионисия, что захотел показать их миру. Но понял, что даже находясь в монастыре и рассматривая их, человек не может в полной мере увидеть то, как автор задумывал свои произведения.

В своих работах 1500-1502 года Дионисий особое внимание уделял свету - он использовал, например, оконные проемы, через которые проходили солнечные лучи, не как освещение для работ, а как часть композиции. Все это создавало впечатление, что рисунки находятся в плоскости неба, будто над мирской суетой. Также именно солнце раскрывало полноту цвета каждой фрески. Именно цель запечатлеть момент, когда изображения открывались перед зрителем в полной мере, и дала старт масштабной работе автора.

-— В самом храме композиции расположены на большой высоте или где-то в теневых участках, где человек просто не может их рассмотреть. Здесь представлена пластика фотографии, где каждое изображение развернуто, без перспективных искажений. Буквально мы можем глаза в глаза увидеть взглядом самого художника, который эти фрески писал, — рассказывает соавтор выставки Екатерина Данилова.

Благодаря особому свету при съемке, длительному процессу обработки слайда для печати и другим техническим приемам, которые повторить пока не удалось никому, зритель может увидеть фрески в том виде, в котором их задумал сам автор.

- Юрий Холдин, работал над снимками в течение 12 лет. Предварительно он изучил, в какое время дня фрески в храме раскрываются в полной мере. И выяснил, что это происходит когда световая температура достигает 5500 кельвинов. И каждый день это происходило в разное время. Он сумел заставить пленку видеть эту световую температуру, - рассказала Екатерина Данилова.

В день автору удавалось сделать всего пару кадров. Поэтому на создание всей выставки у Юрия Холина ушло 12 лет. И выставка стала работой всей его жизни. Чтобы фотографировать фрески на высоте, он использовал строительные леса, и после открытия первой экспозиции он трагически погиб, упав с них. Выставка «Свет фресок Дионисия» стала работой всей его жизни. Посетить выставку во владимирских Палатах можно до 4 августа.

Автор: Ольга Макарова

Фото: Ольга Макарова
Made on
Tilda