Алексей КОТМЫШЕВ
Подавляющее большинство троллейбусов столицы Владимирской области имеют весьма почтенный возраст. И если до сей поры на них жаловались исключительно пассажиры, то сейчас терпение лопнуло даже у тех, кто сам троллейбусами управляет.
Случай в «первом» троллейбусе
Такое случилось впервые: водитель «Владимирпассажиртранса» открыто выступила против действий руководства, прямо заявив, что на линию выпускают машины, имеющие серьезные технические недостатки.
Татьяна Евсютина рассказала, что трудится в «ВПТ» четвертый год, и работу свою очень любит. Последнее обстоятельство и побудило ее поднять тему о проблемах внутри организации, ведь касаются они всех горожан, пользующихся общественным транспортом.
Определенным толчком к тому послужила страшная ситуация, случившаяся 5 декабря 2023 года, когда в троллейбусе №1 в технический люк провалилась пассажирка. Ее нога попала на карданный вал во время движения, и женщина получила серьезную травму. Татьяна призналась, что ее потрясла эта история.
- И при этом находятся те, кто все еще защищает наше руководство. Но ведь рано или поздно такое может произойти и с их близкими, и тогда люди поймут, что испытал человек, когда с него на живую рвало кожу, - говорит Евсютина.
По словам водителя, большинство владимирских троллейбусов имеют те или иные технические недостатки, однако самым опасным из них является плохая работа тормозных систем, ведь это прямая угроза жизни и здоровью пассажиров. Кстати, последнее обстоятельство стало отправной точкой к первому крупному конфликту, произошедшему между Евсютиной и руководством троллейбусного депо.
Скандал из-за «десятки»
По словам Татьяны, почти все время работы в «ВПТ» она ездит на одной и той же машине — троллейбусе №196. Его она старалась держать в исправном состоянии и всегда обращалась по поводу поломок к бывшему руководителю службы эксплуатации Галине Колобовой, а та давала указания слесарям устранять поломки. Но Колобова уволилась, и найти общий язык с новым руководителем службы не получилось.
А 6 июня текущего года Евсютина узнала, что ее пересаживают на троллейбус №237.
- У меня вышел конфликт с диспетчером, потому что у 237-го плохо с тормозами, а я работала на десятом маршруте. Ездить там надо быстро, а в салоне старики и дети — без тормозов это страшное дело. Я высказалась против, и началось, - говорит Татьяна.
В итоге случился крупный скандал, и следующим утром женщина-водитель по приходу на работу плохо себя почувствовала.
- Я пришла в депо, рассказала, что плохо себя чувствую. Но медработник не измерила давление, не оказала мне первую медицинскую помощь. Меня не стали отправлять в больницу. В итоге я написала заявление и уехала к врачу сама, а мне поставили прогул. В больнице врач подтвердил, что мое состояние было вызвано стрессом, - объяснила Татьяна.
По ее словам, кроме прогула, ей объявили выговор, а потом «повесили» еще один, когда в соцсетях на нее пожаловались якобы за то, что она отпустила нецензурную фразу в адрес шофера подрезавшего ее грузовика.
Третий выговор означал бы увольнение, и Евсютина вместе с адвокатом Еленой Кулаковой обратились в суд, который сейчас разбирает трудовой спор.
Разворот у парка «Дружба»
Однако, по словам Татьяны, она переживает не за себя, а за жизни пассажиров. По факту неисправностей троллейбусов она писала докладные руководству.
Кроме того, 2 ноября вместе со своим защитником они приехали в прокуратуру Владимирской области и оставили там жалобу на имя областного прокурора Ивана Грибова. В документе Евсютина просит проверить деятельность ее же организации.
«В течение полугода я указываю в журналах (книгах) троллейбусов постоянные неисправности, связанные, в том числе, с тормозной системой, рулевыми тягами. При этом я пытаюсь, как и другие водители, чтобы неисправности устраняли, делали качественный ремонт. Однако к этому относятся формально, не делают качественный ремонт, не меняют необходимые детали и узлы. Более того, руководство АО «Владимирпассажиртранс» пригрозило мне увольнением за такое «поведение» и сделало два незаконных выговора, не основанных на фактах», - указала Татьяна в документе, потребовав провести незамедлительную проверку «ВПТ» на предмет безопасности перевозок, наказать виновных и обязать организацию впредь за этим качеством следить.
Чтобы не голословить, шофер привела случай из собственной практики, когда она работала на маршруте №5.
- После капитального ремонта моей 196-й машины я поехала на ней утром в первый наряд. Но между остановками «Парк «Дружба» и «Рынок «Слобода» машину начало заносить. И перед ушел влево, а зад вправо. Развернуло так сильно, что мне достаточно было поменять штанги местами на проводах и поехать обратно. В итоге слегка ударилась, но мне сказали, что я сама виновата, заменили в депо фару и отправили обратно. А уже на вокзале стала тормозить, и зад занесло на остановку. Я позвонила и сказала, что шагу на этой машине не сделаю. Поехали со слесарем в депо, стали проверять, а там вообще нет тормозных колодок! Но ведь кто-то подписал, что машина исправна. Слава Богу, что ни в салоне, ни на остановке людей в те моменты не было, - поделилась Татьяна.
Водитель добавила, что у некоторых их троллейбусов плохо держат ручники, а отдельные, особенно «Тролза Оптима», в сырую погоду вообще плохо реагируют на педаль тормоза.
- Начальства я не боюсь, а вот Бога боюсь. Не за тем я работаю, чтобы подвергать опасности жизни людей, - заключила Татьяна.
Своя правда
Генеральный директор АО «Владимирпассажиртранс» Михаил Кулибаба в беседе с «КП-Владимир» уточнил, что ситуация с Татьяной ему известна, однако тут же отверг разговоры о том, что троллейбусы выходят на линию неисправными.
- Во-первых, машины проходят ежедневный осмотр, во-вторых, ремонтируются по заявкам. Да, они у нас не совсем новые, но технический осмотр проходят, - заявил Михаил Кулибаба.
Что до троллейбусов, на которые жаловалась женщина-водитель, то их, по словам главы «ВПТ», починили.
- Докладную записку мы приняли, служба ремонта ее разобрала, машину комиссионно приняли. Более того, техосмотр проводит раз в полгода специальная организация, - уточнил руководитель «Владпассажиртранса».
Что до судебного разбирательства, то тут глава муниципального перевозчика пока воздержался от развернутых комментариев.
- По поводу ее замечаний, их мы решаем в суде, у каждого своя правда. Я думаю, наш суд примет правильное решение, - резюмировал Михаил Кулибаба и добавил, что вовсе не собирается увольнять Татьяну из-за ее гражданской позиции.
Впрочем, сама героиня этой истории тоже с увольнением не спешит: по ее словам, она действительно очень любит свою работу, и придала ситуацию огласке, чтобы в депо, наконец-то, навели порядок и купили новые машины.
Кстати, в прокуратуре Владимирской области уточнили, что жалобу водителя Евсютиной действительно приняли и передали ее в надзорное ведомство столицы региона. Именно им предстоит разбираться в этом непростом деле.
Мы будем следить за развитием событий.