Настоящего инженера готовят с детства
Благодаря неравнодушным учителям в регионе сохраняются лучшие традиции технических профессий
Алексей КОТМЫШЕВ

Работающий во Владимире детский технопарк «Кванториум» вполне заслуженно можно назвать самым крупным центром технического творчества Владимирской области, где дети занимаются совершенно бесплатно и получают массу новых знаний. О работе областного «Кванториума» и его создании рассказал его руководитель Валентин Пономарев.

Первый паяльник
В 2024 году владимирский «Кванториум» отпраздновал 8-летие: официальной датой его открытия стал 2016 год. Однако Валентин Пономарев, фактически ставший его отцом-основателем и идейным вдохновителем, вспоминает, что этому предшествовала долгая работа.
Сам руководитель учреждения достоин отдельного повествования. Валентин Пономарев окончил МГТУ имени Н.Э. Баумана по специальности «Роботы и робототехнические системы», а встал на инженерный путь далеко не случайно.
- Уже в первом классе у меня появился паяльник, - улыбается Валентин Пономарев. - И первый компьютер тоже. Это был 1988 год, когда мало где были компьютеры, да и вообще у детей особых развлечений не имелось. И как-то со школьного времени мы читали журнал «Юный техник», где в конце печатали электросхемы на транзисторах и резисторах. Обменивались этими схемами, перерисовывали себе их в тетрадки, ходили по городу и искали, где бы купить детали. Если удавалось найти на свалке какой-нибудь радиоприемник или телевизор, это считалось счастьем — столько деталей сразу. И тогда многие дети этим увлекались, и у меня полно друзей детства, которые, так или иначе, пошли в инженерную область.
Кроме того, у Валентина и его старшего брата был мопед, а у отца машина, так что с техникой они были всегда на «ты», и детское увлечение для Пономарева само собой вылилось в необходимость поступать в технический вуз. Талантливый молодой человек отправился в «Бауманку», однако признается, что на тот момент не имел точной цели поступать именно на робототехнику.
- Но в приемной комиссии меня правильно сориентировали. Мне тогда нравились и программирование, и электроника, да и в механике я тоже разбирался. Поэтому сомневался, куда же пойти. А в приемной комиссии было большое помещение и множество столов. И я случайно подошел к преподавателю с факультета робототехники, объяснил ему ситуацию, попросил совета. Он и заявил, что мне подходит именно робототехника, где всего понемногу: можешь заниматься всем чуть-чуть, или во что-то углубиться, - вспоминает руководитель «Кванториума».

Сохранить инженерную школу
По окончании университета молодой специалист посвятил себя работе на производстве, затем долго трудился на поприще программирования, занимал руководящие должности, но со временем жизнь привела его в педагогику. Пономарев рассказывает, что в тот период ему пришло желание чему-то научить детей, вдобавок сложилось так, что своего 12-летнего сына оказалось банально некуда отдать во Владимире на дополнительные занятия — с техническими кружками в городе была большая напряженка, если не считать ДТЮ. Однако и там не имелось секций, где ребят учили бы программированию и робототехнике.
- Это был сложный путь, и мне пришло понимание, что во Владимире не хватает подобного центра. Я искал разные возможности, ходил по кабинетам, обращался в администрацию, искал пути через знакомых, - объясняет Валентин Геннадьевич. - Благосостояние города на тот момент не позволяло сделать занятия рентабельными, потому что технологическое образование само по себе затратно, ведь нам нужны оборудование и материалы, а они стоят дорого.
И все же, в результате Валентину Пономареву удалось создать на базе Владимирского института развития образования Центр образовательной робототехники. Увы, на тот момент занятия пришлось делать платными.
Шел 2015 год, когда руководитель Центра впервые вывез десять своих подопечных на крупнейший на тот момент робототехнический фестиваль «Робофест». Каково же было его удивление, когда обнаружилось, что некоторые регионы привезли по несколько сотен участников против нашего десятка.
- Я был немного шокирован, и понял, что Владимирская область находится в этом направлении где-то в конце списка, хотя на тот момент уже было понятно, что за этим будущее. Пусть не имелось установки на технологическое лидерство, но хотя бы на технологическую независимость страны, - объяснил Валентин Пономарев. - Уже было понятно, что детей этому надо учить, что инженерная школа исчезает, и ее надо поддерживать.
Так что инженер-преподаватель вновь поднял вопрос о создании мощного детского центра, где ребята могли бы постигать инженерные науки бесплатно. И тут его чаяния неожиданно дали результат: в 2016 году Россия запустила федеральный проект, в рамках которого выбирали 15 регионов, где в качестве эксперимента планировалось создать те самые «Кванториумы». Владимирцы под руководством Пономарева написали заявку, описав концепцию развития инженерного образования во Владимирской области, и выиграли. Теперь же по всей стране открыто 130 «Кванториумов», и наш стал одним из них.

Учебный год
Изначально «Кванториум» во Владимире обучал детей по пяти направлениям: «биотехнологии», «виртуальная реальность», «робототехника», «промышленный дизайн» и «аэротехнологии». Недавно к ним добавились новые: «медиатехнологии», где детей учат созданию качественного контента, «шахматы» - тут ребята серьезно занимаются логической игрой, и «искусственный интеллект». Кроме того, активно усиливаются направления «аэротехологии» в связи с развитием беспилотных систем, и «биотехнологии», в которых отдельно выделили генетику.
Руководитель «Кванториума» рассказывает, что его учреждение обладает почти всем необходимым — площадями, лабораториями, оборудованием. Конечно, сложные работы вроде металлообработки здесь не проводятся, но тут на помощь приходят предприятия-партнеры, которые всегда готовы выручить маленьких ученых и их наставников. И главное — занятия здесь совершенно бесплатные, а посещать их может абсолютно любой ребенок из любого уголка Владимирской области, лишь бы была возможность посещать кружок дважды в неделю. Никаких критериев отбора не существует — кто успел записаться, тот и ходит.
- Сам «Кванториум» вмещает около 600 ребят единовременно, а в год через нас проходит 1400-1500 детей. Всего у нас три набора: с сентября по январь, с февраля по май и в июне, когда те, кто не успел в учебный год, могут пройти короткую итерацию, пока родители не уехали в отпуска. В этом году мы возобновили работу летнего лагеря, провели в июле одну смену. И думаю, что в следующем году лагерь откроется снова, - говорит Пономарев.
Кстати, занимаются здесь не только дети, но и уже взрослые молодые люди. Возраст обучающихся имеет разброс от 7 до 22 лет. Что касается самых маленьких, то при его приеме в «Кванториум» учитывается не так уж и много – лишь бы ребенок умел читать и писать и обладал элементарными навыками работы на компьютере.
Окончив полугодичный курс обучения, школьник или студент вполне может продолжить посещать занятия в другом кружке, либо углубленно изучать тот, что пришелся по душе. Сами преподаватели рекомендуют родителям детей, учащихся в пятых или шестых классах, попробовать свои силы во всех направлениях, чтобы выбрать любимое. А студенты зачастую делают здесь курсовые и даже дипломные работы, а заодно нередко становятся примером для младших товарищей.
К сожалению, филиалов регионального «Кванториума» не существует, а школьные одноименные организации к нему отношения не имеют. Тем не менее, на базе учреждения имеются так называемые «Мобильные «Кванториумы» - это два полных оборудования грузовика, за каждым из которых закреплены по 12 педагогов. Весь учебный год они курсируют по районам Владимирской области по особому графику, в основном заезжая в сельские школы, где тоже ведут занятия, а потом учат детей дистанционно.

Бонусы победителям
Как объясняет Валентин Пономарев, в «Кванториуме» принята проектная методика обучения, когда сперва ребят знакомят с инструментами и материалами, из которых им предстоит творить, и объясняют общие подходы.
- Например, в «аэротехнологиях» знакомят их с миром беспилотников, с тем, какими они бывают, и какие задачи могут выполнять. А когда ребята проходят вводный модуль, они по двое-трое начинают работать каждый над своим проектом. К примеру, если они желают создать беспилотник, доставляющий лекарства в труднодоступные местности, следует продумать инфраструктуру, тип, навесное оборудование. Затем проходит весь цикл от инженерной идеи до создания эскизов и прототипов из подручных средств, - говорит руководитель «Кванториума».
В конце обучения ребята защищают свои проекты и получают свидетельства об окончании учебы. Сами по себе свидетельства — лишь приятный бонус на память, но Валентин Пономарев рассказывает, что «Кванториум» дает детям и хорошие льготы. Ежегодно 200-250 ребят становятся призерами и победителями разнообразных конкурсов Всероссийского и международного уровней. Например, участвуют в Национальной технологической олимпиаде, приравненной по статусу к Всероссийской олимпиаде школьников. Около 15-20 владимирских «кванторианцев» отправляются на это состязание, где победители получают право поступления без вступительных экзаменов во флагманские вузы страны.
- Так что ребята учатся и заодно зарабатывают баллы к ЕГЭ, - улыбается Валентин Пономарев.
К слову, разработки владимирского «Кванториума» успешно применяются и на практике. Есть организации, которые специально делали здесь заказы, с которыми справляются старшие ученики. Тут речь идет и об оптимизации производственных процессов и даже о приборах для сферы ЖКХ.

Инженер-учитель
По словам руководителя технопарка, одной из главных ценностей «Кванториума» являются преподаватели. Здесь их трудится около 30 человек, и в основном это совместители, которые приходят из ВлГУ, либо непосредственно с производства. Тем не менее, среди педагогов есть и бывшие воспитанники самого «Кванториума», которые окончили вузы и теперь сами стали наставниками.
Немало приходят в преподаватели и студенты - от третьего курса и старше. Интересно, что в «Кванториуме» они тоже проходят обучение и перенимают опыт старших коллег. Фактически, технопарк готовит кадры сам для себя. Увы, молодые сотрудники редко задерживаются надолго и, получая дипломы, идут в более высокооплачиваемые сферы. Но Валентин Пономарев смотрит на это философски.
- Раньше я грустил, когда уходили мои первые ребята-студенты. Но ведь государство дало нам задание готовить кадры, так что в принципе мы эту задачу выполняем, как с детьми, так и со взрослыми, - улыбается глава «Кванториума».
И, тем не менее, основной костяк педагогического состава здесь остается неизменным. Несмотря на огромную востребованность этих специалистов на производствах, они зачастую делают выбор в пользу детей, чтобы дарить им частицу самих себя и своих знаний. Это и отличает простого инженера от инженера-учителя.
- Здесь есть свой драйв. Ведь работа с детьми сложная, но и дает хороший заряд, поэтому наши преподаватели всегда находят возможность продолжать свой труд, - заключил Валентин Пономарев и отметил, что так будет и дальше.
Made on
Tilda