Инженер — профессия творческая
За каждым техническим достижением стоят люди, умеющие применять на практике обширные знания
Алексей КОТМЫШЕВ

Заведующий кафедры «Автоматизация, мехаторника и робототехника» (АМиР) Института машиностроения и автомобильного транспорта ВлГУ Максим Денисов рассказал о становлении будущих инженеров и о том, насколько важна эта профессия в современном мире.

Любовь к делу прививает наставник
Мы настолько привыкли к окружающим нас гаджетам и устройствам, что зачастую даже не задумываемся над принципами их работы и физическими процессами, позволяющими эту работу делать. Однако именно в них кроется суть множества изобретений, коих особенно много сделано за последние десятилетия. Но любому изобретению предшествует долгая и нелегкая работа ученых-инженеров.
Поэтому рассказ о кафедре, дающей специалистов практически для всех сфер науки и техники, следует начать с ее руководителя. Максима Денисова во Владимирском государственном университете имени А.Н. и Н.Г. Столетовых по праву называют одним из ярких представителей тех молодых и перспективных преподавателей и ученых, которым сегодня передают эстафету их старшие наставники, воспитанные в годы СССР.
Как говорят сами преподаватели, в лихие 90-е мало кто шел в науку, что едва не привело к разрыву поколений, но этого, к счастью, не случилось.
- Куда интереснее не сама история моего выбора профессии, а то, как я эту профессию полюбил, - улыбается заведующий кафедрой. - А полюбил я ее благодаря своему руководителю и его личности. Не суть, идешь ты на предприятие, остаешься в науке или в коммерческой организации — важно, чтобы у тебя был интересный, харизматичный наставник, который тебя увлечет. И мне в этом плане повезло.
Наставником Максима Денисова стал заслуженный деятель науки, доктор технических наук, профессор Владимир Федорович Коростелев, который до сих пор трудится в стенах ВлГУ.
- Я горжусь тем, что являюсь его учеником. Он старше меня ровно на 50 лет — мне 33, а Владимиру Федоровичу 83. Преемственность в научной работе особенно важна, и так гармонично получилось, что он передал мне кафедру, и я стал продолжателем его дела. То есть, разрыва поколений не произошло, и у меня теперь тоже есть ученики — молодые ребята. И будем надеяться, что кафедра продолжит существовать, - отметил Максим Денисов.
Как бы в подтверждение слов доцента в кабинет заглядывают с рабочим вопросом студенты — несмотря на сравнительно поздний час, эти молодые люди работают в лаборатории и решают научные задачи. Кто-то из них уже магистрант, а кто-то совсем молодой первокурсник. Но главное, что их объединяет — стремление к знаниям и настоящее увлечение своим делом.

«Человеческий капитал — длинная инвестиция»
Максим Денисов рассказывает, что выпускники его кафедры, решившие связать свою жизнь с производством, впоследствии могут пойти работать практически на любое предприятие Владимирской области — от автомобильного до пищевой промышленности. Иными словами, туда, где присутствует автоматика, где роботы выполняют определенные задачи, и где механика объединяется с электроникой, что и называется мехатроникой.
В основном молодые специалисты на предприятиях идут работать в отделы КИП и А — контрольно-измерительных приборов и автоматики, занимающиеся ремонтом, обслуживанием и наладкой автоматизированного оборудования, либо в более продвинутые отделы АСУ — автоматизированных систем управления. Здесь от инженеров требуется заниматься программированием оборудования, в том числе непосредственно созданием программ.
- Но многие ребята работают даже в банковской сфере, где происходит автоматизация не технологических, а информационных процессов, - говорит завкафедрой.
Оказывается, по автоматизации информационных процессов студенты даже защищают дипломы.
Многие скажут, что, это раньше выпускник вуза получал распределение и точно знал, что будет востребован. А сможешь ли ты теперь найти работу с дипломом в кармане? Оказывается, среди инженеров этой проблемы в наше время вообще не существует. Во-первых, институт и кафедра активно работают практически со всеми предприятиями Владимира и области, и даже отчасти соседних регионов, которые прямо заинтересованы в выпускниках кафедры АМиР. Ребята не только проходят там практику и выезжают на экскурсии, но уже со второго курса прикрепляются к конкретному предприятию, берут там определенную тему, и вплоть до выпуска с этой темой работают.
- Сто процентов ребят трудоустраиваются на предприятия, а многие начинают работать уже во время учебы в свободное время. Например, четвертый курс мехатроники сейчас стопроцентно трудоустроен. Иногда бывает такое, что не погрузившиеся в эту тему предприятия звонят и просят себе специалистов, но времена, когда по звонку могли направить 20 человек, ушли — студент идет работать туда, где ведут его с первого курса. Ведь человеческий капитал — это длинная инвестиция. Предприятия это понимают и подстраиваются, - объясняет Максим Денисов.
Кроме того, предприятия помогают вузу оборудованием, а опытные сотрудники заводов, фабрик и научно-исследовательских бюро нередко и сами трудятся преподавателями. Безусловно, ведется и совместная научная работа.
Стоит добавить, что современные предприятия, заинтересованные в инженерах, уже давно готовы предлагать студентам не только разные трудовые графики и конкурентную с большими городами зарплату, но с радостью берут на работу вообще без всякого опыта — ведь опытный специалист рождается не сразу. Так что выбравший инженерный путь молодой человек гарантированно получит хорошую работу с хорошей зарплатой. Дело лишь в его желании.

Наука, как двигатель прогресса
Впрочем, подготовка специалистов для производства — отнюдь не единственная задача, стоящая перед кафедрой АМиР. Максим Денисов объясняет, что преподаватели предлагают ребятам сразу несколько вариантов развития.
- Первый является тем самым классическим, когда выпускник идет работать на предприятие. Второй — студенты могут заняться научной работой. У нас существует хороший задел в этом направлении, включая лабораторную и материально-техническую базы. Наконец, третье направление, это инновационное предпринимательство, когда ребята, начиная со студенческого стартапа, уже пытаются создавать свои предприятия и продавать собственные разработки, - рассказывает доцент.
Дело в том, что в любой сфере существуют люди-практики, которым интересно трудиться на производстве, а есть те, кто влюблен в науку. Для последних на кафедре есть все необходимое и действуют две научные школы — первая работает в области автоматизации и управления технологическими процессами, вторая затрагивает робототехнический комплекс. Обе школы ведут активную работу, делают публикации в высокорейтинговых научных журналах как России, так и зарубежья, и имеют собственные патенты и изобретения.
Молодые люди пишут доклады и свои первые научные статьи, публикуются, выступают на конференциях, и потом кто-то из них после бакалавриата идет в магистратуру, а затем в аспирантуру и даже докторантуру.
- В этом плане у нас созданы все условия и имеется потенциал, чтобы заинтересовать ребят научной работой, - улыбается Максим Денисов.
Например, преподаватели и их молодые помощники в стенах лабораторий ВлГУ решают проблемы повышения эксплуатационных свойств алюминиевых сплавов. Звучит сложно, но на самом деле вещь эта архиважная. В частности, такие сплавы применяются для создания колесных дисков, включая автомобильные, которые очень популярны как среди автопроизводителей, так и самих водителей. Как раз сейчас институт имеет заказ от предприятия, заинтересованного в дисках из алюминиевых сплавов высокой прочности.
- Мы изготавливаем опытные образцы, проектируем технологическую оснастку, а на ней станем изготавливать уже промышленные образцы, и передадим их на исследование заказчику, - перечисляет Максим Денисов. - Сами тоже будем исследовать и дорабатывать.
Еще один пример — вот уже несколько лет кафедра работает над созданием высококачественных поршней, которые могут применяться в форсированных двигателях внутреннего сгорания и в двигателях, в целом работающих в экстремальных условиях.
Есть и другие направления — так, профессор Александр Архипович Кобзев и профессор Олег Вениаминович Веселов занимаются разработками в области проектирования, изготовления и создания систем управления роботами и мехатронными устройствами. А профессор Сергей Николаевич Сысоев и его помощники трудятся в области автоматизированных процессов сборки, транспортировки и перемещения различных объектов.
- Мы занимаемся прикладными исследованиями, то есть в нашем случае мы должны спроектировать и изготовить образец в железе. Но эксперименты затратны и с финансовой точки зрения, и с точки зрения людских ресурсов, поэтому в научной работе не обходится без господдержки: мы подаем заявки в Российский научный фонд. Я сам являюсь получателем гранта, так что у нас на кафедре есть и такое финансирование, - объясняет Максим Денисов.
Конечно, инвестирует в научные разработки и бизнес, который затем эти разработки берет в применение. Например, те же поршни уже используют при создании машин, да и многие другие результаты трудов преподавателей и студентов кафедры АМиР применяются в производстве, в том числе, в оборонном.

Идея на благо страны
Что касается третьей формы работы, коей стало инновационное предпринимательство, то оно оказалось как бы симбиозом науки и бизнеса.
- Я специально выделил это направление. Ведь еще недавно направлений было только два: наука и предприятие. То есть, в нашем понимании — у нас готовился классический инженер. Но ведь кто-то способен придумать, спроектировать и предложить новую идею, а кто-то — ее коммерциализировать. А Президент России говорил в своем послании, чтобы идеи доходили до практической реализации. Но до недавнего времени существовал разрыв — университет разрабатывает, бизнес что-то производит, а подружить их никак не получалось, - говорит Максим Денисов. - Инновационное предпринимательство это именно то, что нужно, чтобы их подружить, чтобы в итоге каждый занимался своим делом.
Таким образом, будущие инженеры учатся не только создать, но и грамотно продать свою идею, что на самом деле дано далеко не каждому.
- В конечном счете, все это делается для пользы народного хозяйства нашей страны. Вот и возникает стык науки и производства, и тогда это называется предпринимательством, - уверен заведующий кафедрой.
На реализацию своих инновационных идей молодые люди получают деньги от государства при помощи участия в программах студенческих стартапов. Кстати, совсем недавно вуз посетил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, курирующий научные вопросы, и подтвердил, что конкурс студенческих стартапов в нынешнем году будет иметь 2000 квот, а не 1500, как было годом ранее. Для ВлГУ, имеющего большое количество победителей подобного рода конкурсов, это несомненный плюс.
Впрочем, и для их старших наставников в вузе есть большое количество стимулов, чтобы профессора и преподаватели активно занимались научной работой.

Работа в команде
Стоит ли говорить, что столь успешная деятельность привлекает в ряды студентов кафедры не только вчерашних выпускников владимирских колледжей и школ, но и ребят из других регионов и даже из других стран. Например, вуз тесно сотрудничает с Китаем, и молодые люди из Поднебесной учатся во Владимире на кафедре АМиР, причем многие остаются в магистратуре. Всего сейчас на кафедре Максима Денисова обучаются 63 китайца из нескольких сот студентов. Есть тут молодые люди и из других государств и даже континентов.
В целом же здесь имеются как бюджетные, так и платные места, а желающие могут проходить обучение заочно. Надо сказать, что учатся на кафедре около 80 заочников-первокурсников, что является весьма высоким показателем.
Завкафедрой говорит, что «случайных» людей среди его студентов не бывает — почти все эти молодые люди и девушки шли на кафедру осознанно. Максим Денисов не скрывает, что учиться в их стенах сложно, но очень интересно, а профессорско-преподавательский состав полностью состоит из настоящих фанатов своего дела.
- Ребята, у которых есть желание, благополучно учатся, заканчивают и получают диплом. Одно дело, когда человек сам не имеет желания и отказывается, и тогда с этим студентом приходится расставаться, и совсем другое, когда мы видим, что в человеке есть искра, но студент, возможно, что-то недопонимает. С такими ребятами мы работаем до последнего. Наши преподаватели - идейные люди, и в таких случаях они готовы потратить свое личное время, чтобы дополнительно поработать со студентами, что-то объяснить. Они всегда готовы поделиться знаниями с ребятами — было бы у них желание эти знания получить, - говорит Максим Денисов. - Так что инженер - это творческая профессия, это призвание.
Заведующий кафедрой АМиР уверен, что техническое образование по-своему закаляет и открывает перед человеком практически все двери, будь то работа на промышленном предприятии, во властных структурах или в бизнесе. И пока есть те, кто готов развивать техническую науку, в обществе обязательно будет прогресс. А о планах на будущее руководитель кафедры говорит по-научному точно.
- Повторюсь, что перед собой я ставлю задачу, чтобы кафедра существовала и сохранила свою историю и научные школы. Чтобы тот задел, который был сделан, переняло молодое поколение, и чтобы на кафедре появились молодые ученые. Но нам предстоит еще долгий путь. Я, как молодой руководитель, могу работать и перерабатывать, но если не будет команды, в этом нет никакого смысла. Поэтому нужно вложиться в коллектив, сформировать костяк, с которым можно пройти еще 30-40 лет, а потом позаботиться о том, чтобы это кому-то передалось. А после этого можно будет и отдохнуть, - заключил Максим Денисов.
Made on
Tilda