Муниципалитеты обвинили в неумении расходовать средства
При обсуждении бюджета Владимирской области на 2024 год вспомнили о том, что многие проекты на местах не успевают реализовывать вовремя
Алексей СУХОВ


Во Владимирской области обсуждение бюджета Владимирской области на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов вышло на завершающую стадию. Проект главного финансового документа региона обсудили уже на профильных комитетах Заксобрания, а также добавили рекомендации губернатора. До последнего времени оставалось пройти стадию публичных слушаний по бюджету, после чего его можно будет выносить на окончательное обсуждение.
И вот, 15 ноября прошли публичные слушания. Его участники в итоге согласовали бюджет с рядом рекомендаций. Однако в ходе обсуждения вырисовался ряд интересных моментов, которые хорошо отражают, как экономическое положение в регионе, так и состояние органов власти на местах и их умение работать с деньгами.


Риски бюджета исходят от рынка труда



Вице-губернатор и главный финансист Правительства Владимирской области Вячеслав Кузин, рассказывая о бюджете 33 региона, сразу отметил, что формируется он на фоне глобальных дисбалансных процессов. А это значит, что прогнозирование в экономике хоть и присутствует, однако не факт, что оно сбудется на все сто процентов, ведь могут вмешаться мировые экономические проблемы.
В частности, на бюджет может влиять инфляция, однако Вячеслав Кузин сразу оговорился, что на федеральном уровне сделали все, чтобы свести ее рост к минимуму. И сейчас ожидается, что регион выйдет на 4-процентную годовую инфляцию. И если все будет нормально, то остальные региональные процессы в экономике будут расти.
- К примеру, ВРП (валовый региональный продукт – Авт.), по нашим прогнозам, будет в следующем году расти, - сказал Вячеслав кузин. – Ожидаем мы и рост потребительского спроса на 6,2 процента за счет доходов населения. Но этому может помешать рынок труда. Точнее дефицит кадров. Эти моменты учтены в консервативном варианте бюджета.
Также повлиять может и снижение доходов населения. В любом случае и этот показатель, и дефицит кадров ведет к снижению поступлений в бюджет. А значит к снижению его доходной части.
Но есть и хорошая новость: Владимирская область по числу дотаций в областном бюджете вошла в число тех регионов, где их уровень не превышает 10 процентов. По словам Кузина, это указывает на то, что в области растут свои доходы.


Более 70 миллиардов на социалку


Вообще, бюджет получается дефицитный (доходы ниже расходов). В 2024 году доходы бюджета составят 94 миллиарда 518,9 миллиона рублей (2025 – 94,635 млрд, 2026 – 93,936 млрд), расходы – 102 миллиарда 315,6 миллиона рублей (2025 – 99,092 млрд, 2026 – 94,44 млрд).
По традиции самая большая статья расходов в областном бюджете – социальная политика. За три года на нее будет направлено 73,1 миллиарда рублей, по 24 с лишним миллиарда ежегодно. За это время планируется, что более 600 тысяч жителей региона получат ту или иную форму поддержки от Правительства.
На одни только детские пособия заложено 39,5 миллиарда рублей. Сюда входит все выплаты, связанные с детьми. В частности и региональный материнский капитал, который выплачивается на каждого третьего и последующих детей. В 2024 году он будет проиндексирован и составит 78,8 тысячи рублей. Рассчитывать на него по прогнозам будут около трех тысяч семей.
Соперничать с «социалкой» в новом бюджете может лишь образование, на которое в ближайшие три года планируется выделить около 71 миллиарда рублей. Причем, в 2024 году расходы на него составят более 26 миллиардов (то есть больше чем на социальную сферу за тот же период, чего давно не было)! Связано это с тем, что область планирует продолжать строить школы. А это недешевое удовольствие.
Остальные статьи расходов смотрите в таблице.


Местным властям пора учиться работать с деньгами


В последние годы в бюджете отдельно прописываются суммы, которые пойдут на дотации, субсидии и субвенции муниципалитетам. Таким образом, власти региона пытаются увеличить более скромные бюджеты на местах. Так, в 2024 году размер межбюджетных трансфертов муниципалитетам составляет около 37,2 миллиарда рублей (в 2025 году – 32,5 млрд, в 2026 году – 29,4 млрд).
Однако при этом по ходу публичных слушаний неоднократно от разных структур звучало, что муниципалитетам надо учиться работать с теми деньгами, что они получают. А то сейчас постоянно на местах происходят задержки с вводом в строй тех или иных объектов. А это приводит к тому, что область выглядит не очень красиво в итоговых ведомостях. И бог бы с ними, да только их учитывают на федеральном уровне при планировании своего бюджета.
- Сегодня мы видим проблемы с эффективностью расходования средств в муниципалитетах, - заявил Вячеслав Кузин. – Что приводит к некоторым проблемам с вводом объектов. Однако при этом муниципалитеты регулярно просят дать им еще денег. Доходит до смешного. У нас есть один район, не буду его называть, где строят на областные средства школу, детский сад, однако при этом уже два года не платят ряд налогов в областной бюджет!
- На 1 ноября по ряду программ в муниципалитетах уровень исполнения составляет около 58 процентов, - подтвердила тезис вице-губернатора председатель областной Счетной палаты Ирина Тулякова. – Действительно на местах не очень хорошо умеют осваивать средства.
А когда депутат ЗС Павел Шатохин поднял вопрос о том, что не мешало бы больше денег выделять на ремонт дорог, приведя в пример Петушинский район, где есть дороги в вообще без тротуаров, Вячеслав Кузин и вовсе возмутился, напомнив про муниципальные дорожные фонды.
- У нас совокупный доход всех муниципальных дорожных фондов в регионе составляет более 7 миллиардов рублей! При этом исполнение по ремонту дорог составляет кое-где 68 процентов. Мне кажется, стоит спросить с местных властей. Все-таки за муниципальные дороги отвечают они. А то у нас есть в одном городе дорога, которую даже с решением суда не могут отремонтировать с 2014 года. При этом на вопрос почему, объясняют, что у них есть другие приоритеты.
Тем не менее, в областном бюджете все равно планируется поддержать местные власти. В частности решено в два раза увеличить финансирование программы «50 на 50» (по которой на поддержке местных инициатив из областного бюджета выделяется столько же, сколько собрали местные). И даже есть предложение сделать так, что на каждый рубль от местных бюджетов выделять два рубля областных средств.
Made on
Tilda