Во Владимирской области трасса М-12 разделила лесные звериные тропы
Четвероногим стало сложно перебираться в леса по другую сторону автобана
Алексей КОТМЫШЕВ

Первую часть платной автодороги М-12 «Москва-Казань» между столицей России и Арзамасом торжественно открыли 8 сентября, после чего через всю территорию Владимирской области по «платнику» побежал поток машин. И если люди от трассы скорее выиграли, то братьям нашим меньшим пришлось сложнее.

Один из трех

Одновременно с открытием движения в ГК «Автодор» напомнили об уникальном сооружении, которое возвели на трассе М-12 в границах Владимирской области. Речь идет об экодуке — специальном «мосте» для прохода диких зверей с одной стороны автобана на другую. Главная «фишка» экодука заключается в том, что он засыпан грунтом и стал как бы естественным продолжением делянки, проходящей над трассой. Растительности на нем пока нет, но специалисты ожидают, что через два-три года тут вырастут кустарники.

Экодук на М-12 стал вторым сооружением подобного рода в России, а появился он на границе Гусь-Хрустального и Судогодского районов.

Впрочем, опытные охотоведы хотя и отмечают, что построен экодук в хорошем месте, но на его появление реагируют сдержанно.

- Одного экодука на участке скоростной автомобильной магистрали М-12 «Восток», находящемся на территории Владимирской области, явно недостаточно. Аналогичное сооружение нужно на территории Петушинского района, - сообщил начальник Госохотинспекции Владимирской области Валерий Куфтин.

В ведомстве отметили, что еще на этапе разработки трассы к ним приезжали представители проектировщиков, чтобы услышать мнение охотоведов. Проектировщикам предложили построить в нашем регионе три экодука — на границе Петушинского и Собинского районов, в Судогодском районе и на границе Муромского и Селивановского районов. По словам охотоведов, такие сооружения в идеале должны располагаться как минимум в 50-70 километрах друг от друга, а чаще даже лучше. Но по итогам одобрили лишь один экодук.

«Локальные группировки»

Валерий Куфтин добавил, что экодук между деревнями Кондряево и Овсянниково расположен на естественных путях перемещения лося, косули, кабана и оленя в крупном лесном массиве. В сентябре охотоведы даже обнаружили в 70 метрах от сооружения следы лосихи и ее детеныша. Но следы подводили к заполненной водой канаве, а не к переходу через дорогу, так что пока нельзя говорить, что экодук стал популярен среди зверей.

Хотя в Госохотинспекции успокоили — несмотря на то, что автобан фактически разделил область и живущих в лесах зверей на две части, тревогу бить преждевременно.

- Нахождение автобана на популяцию диких животных критического влияния не окажет. Нарушаются пути перемещения в локальных природных группировках. В первую очередь, копытных, - объяснил Валерий Куфтин.

Охотоведы разъяснили, что мигрирующих видов зверей, наподобие северного оленя перемещающихся из одной природной зоны в другую, во Владимирской области нет. Условно мигрирующим можно считать лишь лося, но и тот, как показали наблюдения, делает по владимирским лесам сравнительно небольшие переходы на 10-30 километров. А вот олень и кабан предпочитают держаться в одних и тех же местах.

Но сам факт разделения трассой лесов и животных, так или иначе, скажется на дикой фауне, полагают охотоведы. Как именно — станет понятно через несколько лет.

Лось под мостом


В Госкомпании «Автодор» рассказали, что вряд ли в ближайшем будущем может пойти речь о строительстве новых экодуков. Отсутствие большого числа экодуков в компании объяснили обычным недостатком средств. К сожалению, по опыту строительства других федеральных трасс, таких как ЦКАД, М-11 или М-3, понятно, что новые зверопроходы вряд ли появятся.

При этом специалисты заметили, что для животных в любом случае создана альтернатива.

- Экодук такого типа построен только один, но на всем протяжении трассы от Москвы до Казани предусмотрено более 60 зверопроходов, - уточнила официальный представитель ГК «Автодор» Татьяна Шадрина.

В дорожном ведомстве объяснили, что под зверопроходами понимаются места в районах различных искусственных сооружений, например под мостами у рек. Эти пространства оборудуют шумопоглощающими экранами, чтобы не пугать животных, и делают возможность для их прохода под дорогой. Увы, охотоведы объясняют, что для крупных копытных вроде лося или оленя такой вариант не подходит.

Так что пока очень сложно сказать, насколько повлияет на дикую фауну разделение региона на две части непреодолимыми барьерами трассы, но охотоведы выражают надежду, что природа сама отрегулирует ситуацию, и звери попросту привыкнут и натопчут новые тропы.
Made on
Tilda