Брат может быть далеко, а сосед всегда рядом!
Как говорят сами чеченцы, главным для них являются культура и уважение
Алексей КОТМЫШЕВ

Когда в Коврове празднуется День города, или проходит большое межнациональное мероприятие, одним из самых эффектных появлений на сцене неизменно становится появление представителей чеченской диаспоры – эти облаченные в национальные костюмы люди весело исполняют перед гостями лезгинку, пользующуюся огромным успехом.

Вайнах

На одном из таких мероприятий мне удалось познакомиться с главой чеченской диаспоры Коврова Усманом Рамазановичем Хизировым, который впоследствии пригласил меня в гости, чтобы более подробно рассказать о культуре, обычаях и традициях чеченского народа - как оказалось, об этом можно смело писать целую книгу.

- Вообще чеченцев во Владимирской области очень мало – пять или шесть семей, в том числе и во Владимире. В основном – все родственники, с которыми всегда можно встретиться и обсудить разные вопросы, в том числе вопросы культуры и воспитания молодёжи – все мы понимаем, насколько это важно, - говорит Усман Рамазанович, разливая ароматный чай. – Правда, семьи у нас традиционно крупные – по 50-60 человек. Сам же я приехал в Ковров из Шалинского района Чечни ещё в 1988 году – помочь другу по работе, да так тут и остался, организовал своё дело, родил шестерых детей – четырех сыновей и двух дочек.

Кстати, в научной литературе до сих пор идут споры о том, откуда произошло само название народа – «чеченцы». Кто-то утверждает, что слово произошло от восприятия их необычного говора русскими, кто-то утверждает, что имя народу дали названия населенных пунктов. Но у самих чеченцев самоназвание иное, произошедшее из их уникального в своём роде языка.

- Правильнее говорить – вайнах. Именно вайнах и означает в переводе «чеченец». Вообще же наш язык достаточно сложный, а некоторые слова переводятся на русский очень тяжело. В отличие от азербайджанцев, таджиков, узбеков, языки которых во многом похожи, наш схож лишь с языком ингушского народа. Однако современный чеченский язык, которым пользуемся мы, имеет немало заимствований из русского. В своём первозданном виде он сохранился в горах, где люди до сих пор придерживаются традиционных обычаев, устоев, уважения, культуры и даже сохраняют традиционность в одежде, - объясняет Усман Хизиров.

Говоря об одежде, стоит обратить внимание на тот факт, что если мужчинам всегда были характерны традиционные для горцев одеяния, то женщины одевались в длинные платья с закрытыми руками, но никогда не носили паранджу. Оказывается, для народов Северного Кавказа этот элемент женского облачения никогда характерен не был, зато обязательно носился платок. Между прочим, папаха для мужчины тоже всегда была важным элементом одеяния, которому традиционно уделялось большое внимание – головной убор должен быть наивысшего качества.

Впрочем, современные чеченцы, как и все народы России, в быту одеваются повседневно – национальные одежды вне Чечни всё чаще используются на торжественных мероприятиях и выступлениях.

Что такое хингалш, и с чем его едят

Как рассказывает мой собеседник, основу чеченских праздников составляют праздники, характерные для всех мусульман. Одним из самых больших по праву считается Курбан Байрам.

- В этот день мы раздаем мясо нуждающимся людям, причем совершенно неважно, кому именно – это не зависит ни от национальности, ни от вероисповедания и места жительства. В такие дни, как правило, режется баран, от которого себе ты можешь оставить лишь маленький кусочек, а можешь и вовсе ничего не оставлять, а всё остальное обязательно должен раздать, - говорит Усман Хизиров.

Другой важный праздник – Рамазан. Ему предшествует месяц строгого поста, которого может не придерживаться только больной человек.

- Уверен, что этот пост Бог дал нам для очищения организма, а главное – существует поговорка: сытый голодного не поймёт, и во время поста, когда ты воздерживаешься от пищи, на многие вещи начинаешь смотреть иначе. Лично я во время поста чувствую себя значительно лучше, - улыбается мой собеседник.

А ещё отдельным праздником для чеченцев считается пятница – в этот день они собираются в мечети, где имам читает проповедь и объясняет правила, по которым должен жить настоящий мусульманин - уважать другие народы и вероисповедания, стремиться к миру, добру, помогать ближнему и избегать вредных привычек.

В остальном чеченцы, как и все жители России, отмечают те же светские праздники – Новый год, 8 марта, День Победы и многие другие. А вот праздника земледелия вроде сабантуя, как у татар, в Чечне нет. Как объясняет глава диаспоры – для чеченца праздник – это просто приход в семью после трудового дня и радость от общения с детьми. Впрочем, как и у других народов.

Тут на стол подают ароматный суп – бозбаш, традиционное кавказское блюдо на основе бульона из баранины. Тут же появляются шашлык и восточные сладости. Усман Рамазанович с удовольствием рассказывает тонкости национальной кухни. Этих тонкостей хватило бы на целый кулинарный справочник. Впрочем, сам радушный хозяин признается, что главный кулинар в семье – все-таки супруга.

- Это блюда, которые делали наши отцы и деды. Одним из наиболее знаменитых чеченских кушаний являются галушки. Их делают из кукурузной или обычной муки с бараниной или телятиной. Само блюда называется жижиг-галнаш. Другое известное блюдо – чепалгаш, которое мы показывали, в том числе, на городских праздниках. Существует целая технология его изготовления, но проще говоря – это тонкие лепёшки с начинкой, как правило, из творога. Другое серьезное блюдо – хингалш – тонкие лепёшки с тыквой, хотя лепёшками они называются весьма условно, - объясняет Усман Рамазанович.

Невест на Кавказе не крадут

Все эти блюда и множество других можно увидеть на чеченских свадьбах, которые тоже отличаются своими особенностями.

- Одна из важных особенностей нашей свадьбы – на неё никого не надо приглашать. Естественно, это касается жителей Чечни, к примеру, в Коврове приглашения все-таки делаем. Но традиционно к тебе мог прийти любой человек, даже если ты его не знаешь. Каждого ты обязан встретить, накормить, напоить, а он должен вести себя достойно и уважительно. Бывает, на свадьбу приходят целыми посёлками, и длится она традиционно три дня – каждый день приезжают родственники, друзья, сослуживцы – отметиться должен каждый. Если трёх дней не хватило, потом принимаешь гостей дома. Это древняя традиция, связанная с кавказским гостеприимством, - рассказывает Усман Рамазанович.

Сами свадьбы обычно справляются в больших чеченских домах – традиционно мужчины сидят за одними столами, женщины – за другими. Тамада сам вызывает на танец мужчину и с противоположного стола женщину, но те должны держать в танце дистанцию – тут всё строго.

Вообще же современные свадьбы чеченцев во многом походят на традиционные русские свадьбы. Правда, среди русских бытуют два мифа: первый – о том, что на Кавказе обязательно похищают невесту.

- На самом деле это совсем не так, - смеется глава диаспоры. – У нас до свадьбы вообще принято держать дистанцию – не меньше трех метров от невесты, и не дай Бог до нее дотронуться – живым бы жених не вышел, или с него сняли бы штаны, что считается большим позором. Кроме того, перед свадьбой родственники жениха и невесты должны собрать друг о друге сведения – что это за семья, как себя показала невеста, насколько они уважаемы. Сватовство же происходило вне дома – обычно при походе за водой, у колодца – со стороны жениха и со стороны невесты встречались, договаривались. При этом стороне жениха иногда приходилось стоять и долго ждать – такова традиция. Но иногда случалось, что родители девочки не давали согласие, и тогда, опять же по взаимному согласию с невестой, родители жениха забирали её из дома и увозили. Но после этого они тут же сообщали, что забрали девушку, и в дом к жениху ехали старики – они выясняли, по согласию ли увезли невесту. Если по согласию – девушка оставалась, если нет – сразу возвращалась обратно. Если же сватовство прошло благополучно, а жених и невеста симпатизируют друг другу, родители назначали дату свадьбы. То есть – никто никого силой не воровал, и ещё до свадьбы жених и невеста друг друга, естественно, знали.

Второй миф – кавказцы обязательно собирают шумные свадебные кортежи, которые специально пугают жителей других регионов.

- Большие кортежи - это старинная традиция, и теперь в него может собраться множество машин – это не нанятые водители, а родственники, друзья, товарищи. В былые времена обязательно стреляли в воздух из ружей, но сейчас это категорически запрещено, а впереди едет старший, который следит за порядком, чтобы никто не нарушал правила и не обгонял других. Обычно кортеж везет невесту в дом жениха, где проходит свадьба, - объясняет Усман Рамазанович.

Ещё один любопытный момент – невеста на свадьбе, когда ее привезут к жениху, стоит в углу, и если друг жениха захочет с ней поговорить, то девушка должна принести ему воды. Друг жениха спрашивает разрешения попить, и если получает его, обязан угостить невесту сладостью, и только после этого они смогут общаться. Если разрешение не получено – общения быть не может.

Мудрость – главный судья

После свадьбы молодые остаются в доме родителей жениха и только жениха – даже если по какой-то причине это вдруг не получится, идти жить к невесте считается позором. А через какое-то время, исключительно по просьбе родителей мужа, молодые уезжают в собственный дом.

Здесь есть ещё одна важная чеченская традиция – издревле заведено, что младший сын всегда остается в отчем доме.

- Каждый чеченец обязательно должен построить свой дом – это дело жизни. И когда мы со старшими братьями уезжаем по своим новым жилищам, младший сын всегда остается с мамой и папой – он обязан ухаживать за ними и чтить их. Мы же в новые дома не берем даже иголку – все остаётся младшему брату. Именно поэтому никогда чеченцы никакого наследства не делят – такой дележ просто никто бы не понял. Всегда все достаётся младшему брату, которому дом строить не нужно, - говорит Усман Хизиров.

Удивительно, но чеченские традиции по своей сути намного превзошли даже современное российское законодательство. К примеру, именно по причине взаимного уважения и справедливости гражданское право, как таковое, этому народу просто не было нужно.

- С древности повелось, что все споры решали старейшины – от земельных споров до причинения смерти. Старейшина – это один из самых старших и мудрых жителей улицы, посёлка, города. Они могут собираться на совет, но достаточно и одного старейшины. Фактически он берет на себя роль судьи, и решение его беспрекословно исполняется. Если старейшина повелит пожать друг другу руки и обняться – тем дело и заканчивается. А сложные дела, когда по чьей-то вине погибал человек, очень серьезно разбирались, с каждой стороны – как виновного, так и потерпевшего, приходило человек по 50. Всех выслушивали старейшины, и если действительно произошёл несчастный случай, это не влекло последствий. Если же речь шла об умышленном убийстве, тут уже вступали в действие законы кровной мести. Конечно, сейчас кровная месть ушла в прошлое, да и вместо старейшин все чаще дела разбирают суды, - рассказывает Усман Рамазанович.

Мир вашему дому

Но чего никогда не отнять у чеченцев – именно радушия и гостеприимства. Оказывается, у этого народа никогда не было принято запирать двери на ключ, а заборы вокруг хозяйств были не выше, чем по пояс – чисто символическими. При этом люди обязательно поддерживали с соседями очень добрые отношения.

- У нас есть поговорка: брат может быть далеко, а сосед рядом, - говорит Усман. – Если соседу плохо, ты обязательно должен помочь. Даже если у него случится горе, ты не можешь праздновать свадьбу и другие торжества – из уважения. Также человек, даже не обязательно сосед, может попросить в долг, причем никаких расписок на Кавказе не нужно – ты даже не станешь задумываться над тем, вернёт он тебе заём или нет – если даже должник умрёт, за него принесут родственники.

Остальные традиции чеченского народа во многом повторяют прошлое: семьи такие же дружные и многодетные, каждый ребёнок с малых лет воспитывается в духе уважения не только к старшим, но и ко всем людям без исключения, к своей культуре, обычаям. Очень строги правила с приёмом алкоголя – фактически это недопустимо. Даже сейчас в современной Чечне редкий магазин, торгующий спиртным, продает его только приезжим. На курение категорического запрета нет, но это касается лишь мужчин, да и те никогда не позволят себе курить на улице. Женщины же не курят вообще – здесь это аксиома.

На вопрос о современной Чечне мой собеседник отвечает, что восхищён тем, какой стала Республика, хотя чувство ностальгии по былой, советской родине, никуда не ушла.

- Честно признаюсь, что мне по душе старая Чечня, но сейчас там сделано действительно очень много. Я постоянно езжу туда, там у меня братья, родные. Древняя архитектура, музеи, дома, древние сторожевые башни – все это вызывает восторг и восхищение, и недаром множество туристов едут сегодня в Чечню. К сожалению, негатива было много, поэтому мы, современные чеченцы, должны нести и сохранять свою культуру, традиции, уважение к людям, и должны знакомить с этой культурой всех, кому она интересна. Мы глубоко уважаем все народы, живущие в России, и желаем всем мира, добра и процветания, - заключил Усман Хизиров.
Made on
Tilda