Кто такой мадабай и почему корейцы уважают старшего внука
Даже пережив тяготы и лишения во время депортации, эти люди не потеряли оптимизм
Алексей КОТМЫШЕВ

Мало кому известно, но в нашем регионе можно встретить не только выходцев из стран ближнего зарубежья, к которым все давно привыкли, но даже представителей столь далёкого для нас корейского народа. Правда, их очень мало, и отыскать этих людей оказалось не так-то просто – как выяснилось, большая часть владимирских корейцев живёт сейчас в Александрове.

Талант на седьмом десятке

Председатель корейской диаспоры Геннадий Петрович Кан и его русская супруга Валентина Борисовна охотно согласились встретиться для беседы, но на набережную реки Серой в тот день Кан неожиданно прибыл не с супругой, а с другом – Валерием Цоем. Валентину Борисовну срочно задержали дела – несмотря на солидный возраст, супруги ведут очень активный образ жизни – они серьезно заняты в туристическом бизнесе, а для души создали собственный вокальный коллектив под названием «Вдохновение». Коллектив вот уже несколько лет радует гостей и жителей Александровского района и всего региона душевными композициями собственного сочинения.

Геннадий Петрович пишет музыку и играет на баяне, его друг Валерий Цой стал тенором, неожиданно открыв в себе вокальный талант на седьмом десятке, в то время как Валентина Борисовна выполняет функции директора коллектива, в котором заняты 12 человек. В общем, скучать владимирским корейцам не приходится.

- Мне 72 года, ему – 80, - удивил жизнерадостный Валерий Цой – оба моих новых знакомых никак не тянули на согбенных «корейских стариков», которых я ожидал увидеть. По крайней мере, оба выглядели моложе лет на десять.

- На самом деле корейцев у нас очень мало, - начинает Геннадий Петрович. – В Александрове около 70 человек, несколько семей в Киржачском районе, и по одному-два человека в других городах Владимирской области, вот и всё. Здесь у нас сформировалось культурное сообщество корейцев Александрова, а меня в столице официально назначили председателем общины.

Змеи на рисовом поле

Сам Геннадий Кан в Корее никогда не был – его предки принадлежали к тем людям, которые в царские годы перешли границу с Российской империей и поселились на дальневосточных побережьях.

- Во времена царя никаких границ не было, и корейцы спокойно переходили на Дальний Восток, где рыбачили в море, строили дома. Часть корейцев перебралась вброд на Сахалин, но потом перешеек подтопило, и они так и остались на острове, создав таким образом Сахалинскую область, - объясняет Геннадий Петрович.

Дальневосточные корейцы жили тихо и мирно до 1937 года, пока не вышло постановление Совнаркома СССР о депортации корейского народа с Дальнего Востока в страны Средней Азии. Об этом крайне непопулярном решении в советские годы предпочитали молчать.

- Часть корейцев тогда отправили в Казахстан, где им пришлось выживать в степях, питаясь сусликами и прочей степной живностью, а другую половину бросили в Узбекистан. Там я и родился в 1942 году, - рассказывает Кан. – Выбросили корейцев на узбекских болотах, но наши не растерялись – из камышей построили временный шалаш, в нем жили летом и зимой – сделали лежанку, которая хорошо прогревалась. И тут же начали осваивать болота.

На болотах Узбекистана корейцы стали высаживать рис. Работать приходилось и в воде, и в грязи, среди лягушек и змей.

- Пиявок мы били, чтобы они отваливались от ног, а змей просто за хвост выбрасывали. Так и работали. За два-три года болото после посева риса осушалось, и узбеки забирали его под хлопковые поля, а мы переходили на следующие болота. Таким образом, мы прожили до 1957 года, пока не была «открыта дорога» - тут корейцы стали понемногу уезжать кто куда – кто-то вернулся на Дальний Восток, а кто-то поехал на Кавказ, на Украину, в Россию, - вспоминает Геннадий Кан. – В те годы корейцы разбогатели, многие из них стали председателями колхозов и героями труда.

Сам Геннадий Петрович благополучно окончил школу, а во время обучения проявил недюжинный спортивный талант – в 12 лет молодой человек занялся тяжелой атлетикой и оказался таким силачом, что впоследствии встал на одном уровне со многими именитыми в тех краях чемпионами. А еще Геннадий Петрович в часы досуга… стал фокусником, обучившись по последней странице журнала «Вокруг света». И в 15 лет обучился игре на баяне, причем случайно. Он вспоминает, что играть в школе было некому, и ему выпал жребий – так и пришлось учиться, и тут выяснилось, что музыкальный талант у парня не менее выражен, чем спортивный.

Благодаря увлечению спортом молодого человека заметили профессиональные тренеры и спортсмены, которые пригласили его на учебу в Ташкентский физкультурный институт. Так он стал преподавателем физкультуры – этой профессии Геннадий Петрович посвятил несколько лет своей жизни, хотя, в конечном счете, тренерскую работу оставил, но было это уже во Владимирской области.

В декабре 1977 года Кан вместе с первой женой-кореянкой перебрался из Ташкента в Александров – так получилось, что именно этот городок муж и жена выбрали для дальнейшей жизни. Однако в первое время оказалось не просто – в первую очередь, пришлось решать жилищные вопросы, но и они решились благополучно.

- Супруга работала врачом-терапевтом, и ее уже на вторые сутки взяли на работу, прямо без прописки. А я был пять лет тренером, затем трудился инструктором в райкоме – работы оказалось значительно больше, а зарплата ниже. Позже я был заместителем директора в обществе слепых. Первая супруга скончалась, и в 2010 году общественная жизнь свела меня с Валентиной Борисовной, на которой я женился, - рассказал Геннадий Петрович.

Жених с дипломом

Тут надо отметить, что Кан – один из последних корейцев, соблюдающих национальные правила и традиции. Как он сам говорит: пока жив, будет их исполнять. Впрочем, ничего аскетического или излишне строгого в этих правилах вовсе нет.

- Корейские семьи традиционно многодетные. У меня девять родных дядей, отец был старшим, а тётка прожила до 102 лет. Двоюродных братьев вообще более 40 человек, а я – главный внук, - загадочно пояснил Геннадий Петрович.

Оказывается, главным внуком у корейцев называется «первый первого» - старший сын первого сына.

Это и есть одна из главных корейских традиций, которая пошла издревле. К примеру, Геннадий Петрович был первым, его отец, а также дед и прадед тоже были первыми. Главный внук в доме считается почти королём, он имеет почетное место рядом с отцом на всех праздниках и имеет преимущество во всем.

Кстати, в корейских семьях, в отличие от русских, различают и родных дядюшек – тех, которые старше отца, называют мадабай, а тех, кто младше – адебай.

- Если в дом пришёл мадабай, я обязан ему накрыть стол, принести выпить. А если приходит адебай – делать это не обязательно, - объясняет Геннадий Петрович.

В остальном же корейские семьи мало чем отличаются от традиционных русских. Правда, есть несколько строгих правил при выборе супруга.

- Есть такой неписанный закон, что жених должен иметь высшее образование, - объясняют Кан и Цой. – Вообще у корейцев в жизни главное – дать детям хорошее образование, это можно назвать обязанностью. Поэтому и невесту стараются выдать за образованного жениха.

Впрочем, есть ещё одно препятствие – при знакомстве корейский мужчина и корейская женщина должны узнать полное имя друг друга.

- У корейцев фамилии отличаются своим корнем. Даже если фамилии разные, а корень одинаковый – это родственники. Благодаря этому родню можно найти даже за океаном. Но людям с одинаковыми корнями жениться нельзя, поэтому когда знакомятся и спрашивают друг у друга фамилию, – объясняет Геннадий Петрович.

По словам наших собеседников, в былые времена ситуация с браками была еще строже – родители запрещали молодым людям и девушкам заключать браки с представителями других национальностей. Более того – семьи даже заранее договаривались, кто на ком женится. Впрочем, последнее не накладывало на жениха и невесту строгих обязательств – не хочешь жениться на этой девушке, выбери другую, но обязательно кореянку. Сейчас же эти обычаи ушли в прошлое, и корейцы спокойно могут обручаться с людьми других национальностей.

Три главных даты

К сожалению, корейской культуры, по словам моих собеседников, почти уже не осталось – всё стёрто временем, и приходится довольствоваться песнями, которые через родственников и знакомых им пересылают из Северной и Южной Кореи.

Зато великолепно сохранилась знаменитая корейская кухня.

- Самая сильная еда – это соя. У нас из неё делают соевую пасту. Вещь эта очень полезная. Есть ещё сырая маринованная рыба и капуста кимчи, которую часто называют китайской – обычно корейцы солят на зиму три или четыре бочки. Но капуста настолько вкусная, что мои русские и узбекские друзья, когда приходили в гости, сметали буквально все и требовали добавки. А ещё имеется холодная корейская лапша – ради неё в жарком Узбекистане люди выстаивали очереди. Также из ударного риса мы делаем хлеб, а из напитков – нечто вроде рисового пива, - говорит Кан.

Все эти кушанья подаются как на повседневные обеды, так и к праздничному столу. У корейцев существует много праздников, но сами они особенно выделяют 5 апреля – день поминовения предков, а также корейский Новый год, который не имеет фиксированной даты из-за разницы в календарях – у корейцев в месяце 28 дней (восточный календарь).

- В жизни у корейцев существует также три главных даты. Первая - когда ребёнку исполняется один год, вторая - свадьба, и третья - 60-летие, - объясняют Валерий и Геннадий. – Празднование одного года готовят бабушки и дедушки, потому что дети только начали работать, свадьбу тоже в основном готовят они, но и детям не возбранялось помогать, а вот юбилей делают только дети. И по его размаху можно понять, насколько в доме уважают своих родителей.

А вместо подарков у корейцев принято дарить деньги. Обычно дарят столько, что все затраты с лихвой окупаются, сколько бы гостей ни пригласили.

Впрочем, есть и ещё один праздник, который в общекорейский календарь не входит - это День корейской культуры, который совпадает с Днём России и отмечается в нашей стране 12 июня. В этот день ансамбль «Вдохновение», как правило, даёт концерты и сам принимает творческие корейские коллективы на своих площадках.

Единая Корея

В отличие от старшего поколения, современная корейская молодёжь все чаще уезжает не только в крупные города России, но и вовсе отправляется на историческую родину.

- Сейчас с работой в России стало немного сложнее, поэтому многие молодые люди едут в Южную Корею – раньше там принимали всех, а теперь принимают только корейцев. Зарплаты там выше, да и пенсии тоже – например, нашим пенсионерам с Дальнего Востока предлагают перебраться туда, строят для них дома. Но сами мы никуда уже отсюда не уедем, - говорит Геннадий Петрович. – Во-первых, потому что нам здесь нравится, здесь наш дом. А во-вторых, даже просто потому, что на переезд требуется очень много денег.

К сожалению, несмотря на то, что сами корейцы очень по-доброму относятся к представителям других национальностей, не разделяя людей на категории, сами они оказались разделены из-за политики – как известно, демократическая Южная Корея и авторитарная Северная Корея до сих пор не воссоединились и предпосылок к этому пока еще не видно.

- Скорее всего, в ближайшее время этого ждать не приходится, - вздохнул Геннадий Кан. – Южане богаты, а север беден. Поэтому у юга просто нет желания воссоединяться с собратьями, не говоря о проводимой политике – в былые годы предателем на севере объявлялся человек, который мог выйти без значка с изображением национального лидера.

Примечательно, что север и юг условно разделены и религией – с южной стороны, в основном, живут христиане, а северной – по большей части буддисты. Впрочем, корейцы никогда не враждовали на этой почве. Так что как только политика «потеплеет», корейский народ снова сможет стать единым целым.

Оптимизм помогает жить

Нынешним летом супруги устроили большой праздник, который назвали «Нам 150 лет» - эта цифра символизирует сумму возрастов 70-летней Валентины Борисовны и 80-летнего Геннадия Петровича. Как всегда, устроили большой праздничный вечер, на котором были не только друзья, но и родные, включая внучков и правнуков. На праздник приехал и Валерий Цой, который спел три песни.

- Недавно состоялся наш концерт в селе Бакшеево в психоневрологическом интернате – потанцевали с больными людьми, порадовали их. А 19 июня в Александрове проходил большой фестиваль национальных культур в городском парке, куда приезжала корейская группа «Каягым» из Москвы, - поделилась Валентина Борисовна.

Владимирские корейцы вообще часто приглашают столичные коллективы для выступления в Александровском районе – к сожалению, с годами община становится все меньше, так что супруги Кан, при всей своей активности, просто не успевают на каждое мероприятие.

Планы у наших корейских друзей очень просты – продолжать творить и развиваться, принимать участие в концентрах и творческих вечерах и по мере сил и возможностей продвигать корейскую культуру.
Made on
Tilda