Школа не приговор: как пережить учебные годы без потерь?
Порой на выпускных родители с грустной улыбкой шутят, что одиннадцать лет оттрубили – от звонка до звонка, а дети честно признаются, что ненавидят школу. Можно ли исправить ситуацию?
Полина НЕМЧИНОВА

Ответ знает мама шестерых детей, педагог и психолог Мария Шпилевич. Многодетная мама, учитель иностранных языков по первому образованию, победитель общероссийского конкурса «Успешная мама» и создатель авторского проекта «Наука не мука. Школа не приговор», знает, как подружить школу, детей и родителей.

Больше трех не набирать

У самой Марии не было проблем с тем, чтобы полюбить школу – ей учиться нравилось.

- Это были 80-е годы. Мне было учиться в школе интересно, потому что сама школа была другая. Мы все помним, что в Советском Союзе в школе было реально не просто. Все было по-другому, сравнивать ее и сегодняшнюю школу невозможно, - признается Мария Шпилевич. - Что помогает детям и родителям сегодня полюбить или хотя бы принять школу? Здесь нужно сложить пазл из больших трех частей. Первая часть – готовность ребенка к школе с точки зрения физиологии. Если ребенок дорос, он не слишком маленький, чтобы идти в школу, и не слишком взрослый, это уже 50% успеха. Вторая часть – это психологическая готовность ребенка. Это не интеллектуальная готовность, когда перед первым классом ребенок знает все восемь планет солнечной системы, 56 тысяч иностранных слов и как устроен адронный коллайдер. Психологическая готовность помогает детям и родителям чувствовать себя комфортно и относиться к школе хорошо. Ребенка нужно готовить дома. Не в смысле повторять: ты скоро пойдешь в школу, ты должен быть ответственным, а ты до сих пор шнурки завязываешь. Это не нотации, это настрой на то, что в школе тебе будет интересно, и у тебя появятся новые друзья. И третье, что влияет на любовь и принятие школы, это интеллектуальная готовность. Проверить ее может любой специалист: объем памяти, внимание, пространственное мышление. Именно эти три вещи влияют на то, что ребенку в школе будет комфортно. А если ему комфортно, то и ходить туда он будет с удовольствием.

Мария считает, что начинать подготовку надо за полгода, с нового года. Обязательно нужно записать ребенка на курсы подготовки к школе, когда вы выбираете для ребенка школу не по месту жительства, например, гимназию. В этом случае рекомендуется за год до поступления записаться на курсы подготовки. Это поможет вам в эту гимназию поступить, потому что на курсах в гимназии уже знакомятся с вами, будут знать вашу семью. И преимущество, даже не гласное, будет на стороне этих детей. А вот множество кружков перед школой даже направленных на укрепление здоровья или развитие интеллекта – вещь необязательная.

- Можно все, что угодно ребенку предложить – и спорт, и творчество, и так далее. Самое главное, чтобы у него в списке очередных кружков было время для себя, когда дома он может просто посидеть на диване или взять лего и поиграть. В моменте подготовки ребенка к школе и наборе кружков самое главное – не переусердствовать. Моя рекомендация – максимум три кружка, учитывая курсы подготовки к школе, - подчеркивает специалист.

С чего начинаются сложности?

Часто ненавидеть школу дети и родители начинают еще в первом классе. И все из-за домашних заданий. Многие старшеклассники признаются, что не знают никого из школьников, у кого бы сохранились приятные воспоминания о решении задач и подготовке докладов в начальной школе вместе с родителями. Как не сойти с ума от домашних заданий? Ответ простой – не мешать.

- Большинство родителей сами наживают себе проблемы. Когда ребенок в первом классе начинает делать домашние задания, каждый без исключения хочет что-то из домашнего задания сделать самостоятельно, один. Но мамы как коршуны буквально налетают на эти тетради и начинают с благими намерениями желание первоклассника сделать уроки самому отбивать. Потом начинаются проблемы, ребенок не уверен в себе, но он знает, что мама придет, и они все сделают. Чтобы не сойти с ума от домашних заданий, оставьте функцию контроля на более поздний период вечером. Когда будете проверять задние, я вас умоляю как специалист, начните разговор с того, что в этом задании он сделал очень хорошо. Даже если очень красиво поставил запятую. Сначала надо сказать, что получилось, - предупреждает педагог.

Впрочем, школьные трудности домашними работами не ограничиваются. Сложные этапы в школе по мнению профессионалов - первый класс, пятый класс, седьмой класс и десятый класс.

- Первый класс сложный, потому что у ребенка привыкание. У ребенка происходят внутренние процессы, даже если маме кажется, что через две недели он уже привык и со всеми подружился. Ему нужно дать год на адаптацию. Пятый класс – все тоже самое. Он начинает учится по-новому, у него разные учителя, разные классы, разные предметы. Ему реально становится сложно, дайте время ребенку на адаптацию. В седьмом классе сложно, потому что в один год у ребенка начинаются сразу несколько новых сложных для него предметов: алгебра, геометрия, физика и информатика. Это достаточно сложные науки, которые приходят сразу целой командой. Этот год еще смешивается с бурей подросткового периода. Ребенка нужно просто поддержать и помочь ему прожить этот год, - объясняет Мария. - Десятый класс – это адаптация и привыкание к профильному классу, он адаптируется по сути к новой школьной программе. Девятый класс сам по себе не сложен. Но учителя и родители очень сильно накручивают обстановку. От этого появляется впечатление ложной сложности. Дети – не дураки, они и сами понимают, что им экзамены сдавать.

Как помочь ребенку?

Увы, порой ситуация складывается так, что полюбить школу или хотя бы смириться с ней не получается. И первоклашка уже после первой четверти признается, что ненавидит школу, второклассник размашисто пишет поперек черновика с домашним заданием «почему мир такой жестокий», а шестиклассник мечтает сбежать с уроков. Мария Шпилевич, занимающаяся методикой построения образовательных маршрутов и помощи родителям и детям в приучении ребенка к самостоятельной учебе, считает, что помочь можно и в этих случаях.

- Если у ребенка ненависть к школе, я бы рекомендовала начать с двух путей. Первый – способ трех специалистов. Представьте, что у вас, у взрослого человека, заболел живот, вы пошли к гастроэнтерологу. Поговорили с ним, получили рекомендации, вышли и думаете: проверю-ка я его мнение у другого врача в другой больнице, потому что у меня нет уверенности. И идете во вторую, потом в третью больницу. После консультации у трех врачей с описанием одинаковых симптомов у вас возникает более-менее достоверная картина и понимание, что же именно болит в вашем животе. Тоже самое и когда ваш ребенок говорит, что ненавидит школу. Нужно обязательно поговорить с тремя взрослыми, которые с вашим ребенком работают. Сначала с классным руководителем. Затем с тренером или руководителем кружка, куда ходит ребенок, потому что они все равно общаются. И, наконец, с самим ребенком. Когда три мнения вы соберете, у вас появится картина. Если вы со всеми поговорили и поняли, что шансов полюбить школу нет, переводите в другую школу, найдите альтернативный вариант. Часто бывает, что дети потухшие, вялые, немотивированные в другой школе расцветают, у них вырастают крылья, - предупреждает педагог.

Где учиться мне тогда?

Если родители учеников в начальной школе переживают, как помочь ребенку адаптироваться и полюбить альма-матер, то у родителей старшеклассников свои проблемы. Нужно выбирать будущую профессию, решать, какие экзамены сдавать, а к этому порой ни готов ни сам подросток, ни мама с папой.

- Что помогает ребенку определиться с профориентацией? Определиться в один момент – это бывает редко, чаще всего этому предшествует долгий путь, и это путь его детства, когда он посещает кружки. Это и есть примерка его будущих профессий, которые он может выбрать. Он там порисовал, в музыкалку, на спорт, на роботехнику походил – менять кружки, примерять разные виды деятельности – это хорошо. Посещение кружков очень сильно поможет ему в будущем. Как быть если подросток не хочет думать о будущей профессии? Никак не быть, если вам не нужно выбирать колледж прямо сейчас. Нужно отстать от ребенка и дать ему повариться в своих собственных мыслях, не капая ему на мозги. Лучше начать его возить в разные места и разные города. Именно перемещение в пространстве, видение того, как живут в других местах, поможет собрать набор впечатлений. Даже если вы с ребенком выезжаете в соседний город, у него будет формироваться широта взглядов и понимание самого себя: какой он я, какие другие люди. Это очень помогает выбору будущей профессии.

Кстати, многие родители, с которыми работает Мария Шпилевич, не знают системы образования в России и поэтому не могут помочь ребенку.

- Люди, которые приходят ко мне на консультацию, родители и дети, они не знают даже количество экзаменов, которые они будут сдавать в конце школы. Они не знают, какие в школе есть правила игры. Поэтому мы используем простую и понятную схему, объясняющую родителям, как устроена система образования в принципе, и как внутри этой системы можно перемещаться с пользой для своего ребенка. Это сочетается с классическими педагогическими подходами, которые существуют в России и в мире, например, принципом «от простого к сложному», и личным опытом, многократно опробованном на разных детях, разного возраста и пола, в разных ситуациях, которые приносят 100% положительный результат, - говорит она.

Менять специальность – не трагедия

А вот однозначного ответа, должны ли влиять родители на выбор своего ребенка или лучше довериться ему, нет. Но есть вопросы, решение которых однозначно должны взять на себя мамы и папы, например, подготовкой документов ребенка для поступления в колледж или университет.

- Это родительская обязанность, потому что там есть миллион нюансов, которые ребенок просто прозевает в силу своего возраста. У него нет опыта работы с документами, а у вас есть! Формальное оформление – это ответственность и обязанность родителей, с этим надо помочь. Я бы не стала накручивать ситуацию вокруг самого выбора профессии, потому что в России сейчас есть возможность на год отложить поступление после 11 класса, если совершенно нет понимания, куда поступать. Пусть ребенок следующий год проведет дома, поработает, готовясь к экзаменам и поступлению на следующий год. Если вы ошиблись – не делайте из этого трагедию, всегда есть возможность перевестись с одной специальности на другую. Почти все вузы это разрешают делать. Скоро в России будет принята система высшего образования «2+2+2», это означает, что отучившись два года ребенок сможет официально сменить свою специальность, пройдя дополнительные тестирования внутри университета и выбрав именно то направление, которое ему нужно. Сменить специальность – это не трагедия. Трагедия будет, когда вы поняли, что ошиблись и сцепив зубы, получаете ненужное образование. Не доводите до этого.

Время школьных перемен

Мария признается, что в современной школе есть многое, с чем нужно работать. Например, остро стоит проблема бюрократизации и огромных отчетов, которыми просто измучены учителя.

- У них столько отчетов, что порой не хватает времени на детей, на свой класс, на творческие идеи, которые у них есть в голове, но нет сил, чтобы их реализовать. Второй момент – кадровый голод в регионах. Если в крупных городах, столицах с учителями ситуация благополучная, то в регионах просто караул. Если государство будет вкладываться в учителей во всех смыслах - и в денежном, и во временном – то школа заиграет другими классами. Школа же сама не выучит, выучит учитель. И это проблема. Я думаю, что во владимирских школах такие же проблемы – отчеты и кадры, очень остро стоит вопрос с профессионалами. Учителей нужно поддерживать, статус учителя поднимать, - уверена многодетная мама.

Кроме того, как мама и специалист, Мария отмечает, что сами по себе пространства школ сейчас устарели и не дают возможности учителю проводить занятия в разных форматах.

- Например, мне бы хотелось, как классному руководителю провести классный час в амфитеатре, где дети сидят на лестницах, на подушках, чтобы был большой экран, где мы играем. Но это же невозможно. Школы оборудованы для классического образования: сел за парту, сложил ручки. А современные потребности ребенка предусматривают необходимость другого пространства. Помните «не бегать по коридорам»? До сих пор в школах на переменах стоят старшеклассники и ловят перваков, носящихся по коридорам. Но если ребенок в первом классе хочет на перемене побегать по коридору, это значит, что с ним все в порядке, и он нормальный веселый ребенок. То, что этому ребенку в школе негде побегать, потому что скользкий плиточный пол и плитка где-то выломана, это проблема. Но вместо того, чтобы ловить перваков в коридоре, нужны другие помещения – либо игровая комната, либо сухие бассейны, где бы дети просто могли бы на перемене выплеснуть энергию и немножко отключиться от урока. Вы когда-нибудь видели в школе меловую стену, где ребенок может порисовать на перемен? Или столик, на котором, как в больницах, лежат фломастеры, карандаши, раскраски, где можно порисовать на перемене? Место, где можно в перерыве вывалить лего и поиграть? Сами помещения этого не предполагают, и на базе старых школ это сделать крайне сложно, ведь школы переполнены во Владимире, отдельный уголок устраивать просто негде. Проблема инфраструктуры самой школы – действительно проблема. Очень хорошо, что в Загородном появилась новая школа. Даже само новое помещение, если мы не будем трогать бюрократические отчеты и кадровый голод, снимает массу вопросов с учебного процесса. Время пришло – нужно школы достраивать или просто строить новые.
Made on
Tilda