Учить и воспитывать
Как во владимирских школах реализуют ставшие обязательными воспитательные программы?
Полина Немчинова

Программы воспитания теперь обязательны во всех школах и садиках. Каждое образовательное заведение должно подготовить свою программу воспитания. Перед началом учебного года владимирские педагоги обсудили, как воспитывать детей. Однако делать это в школах и детсадах пытались и раньше. «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» проверил в этом году, как воспитывают детей в системе образования региона.

Не хватает инноваций

Комплексный анализ результатов опроса позволил определить дефициты по нескольким направлениям: реализация программ воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях, развитие добровольчества (волонтерства), развитие детских общественных объединений (РДШ, юнармия, ЮИД и т.д.), профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учет обучающихся, для которых русский язык не является родным, учёт несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха, подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству.

Так оказалось, что в Александрове, Гусь-Хрустальном, Камешковском, Судогодском, Собинском районах нет плана действий по реализации стратегии воспитания до 2025 года, половине школ не хватает материальной базы для обеспечения воспитательного процесса, только 18 % школ области реализуют инновационные программы и /или проекты в области воспитания и социализации обучающихся. При этом почти 100% детей занимаются внеурочно, а дополнительным образованием занято более 75% учеников. Но есть одно уточнение – учеников здоровых. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья этот процент значительно ниже – всего 37. А в некоторых муниципалитетах он еще печальнее: Александров (2%), Вязники (1,7%), Радужный (6%), Гороховецкий (0,2%), Камешковский (0,03%), Меленковский (1%), Судогодский (0,16%), Собинский (2%). Интересно, что еще весной этого года программы воспитания подготовили чуть больше 60% школ – при том, что к 1 сентября такие программы должны были быть у каждой школы. И, наконец, менее половины образовательных учреждений области реализуют социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами Доля школ, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами в среднем по области составили 45 %.

Больше всего добровольцев в Гусь-Хрустальном и Коврове

С добровольцами во владимирских школах тоже все не слишком радужно. Доля школ области, имеющие условия для вовлечения обучающихся в волонтерскую или добровольческую деятельность составляет только 30% - на такое способна только каждая третья школа. Самый низкий результат демонстрирует Александров (0,4%), а самый высокий результат - Камешковский, Ковровский, Петушинский районы: от 73 % до 81%. При этом доля образовательных организаций, в которых функционируют добровольческие сообщества (объединения, отряды), к общему числу организаций в муниципальном районе/городском округе -74%, 100% - в городах Гусь-Хрустальный, Ковров, Радужный, Гороховце, Суздальском и Юрьев-Польском районах Самый низкий результат вновь у Александрова - 13,6%.

Зато с детскими объединениями в школах неплохо – они есть в 91% заведений, в них вовлечены 71 % обучающихся. При этом в Александрове и Гусь-Хрустальном, Киржачском районе только 20%, 15%, 31 % учащихся соответственно вовлечены в их работу. А самые объединенные - 100% вовлечение – живут в Муромском и Суздальском районах. Чем же приглашают заниматься детей? Увы, ничего нового: в 85 % школ работают историко-патриотические объединения, музеи, клубы и т.п., реализующие дополнительные программы по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, воспитанию здорового образа жизни, экологическому воспитанию. Интересный факт: в Суздальском районе в детские объединения как бы вовлечены 100% детей, но при этом только в 15% школ работают историко-патриотические объединения, музеи, клубы и прочее, реализующие дополнительные программы по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, воспитанию здорового образа жизни, экологическому воспитанию.

Но лучше всего в регионе с профилактикой безнадзорности и правонарушений. Результат близок к 100%, жаль, эффективность работы не оценивали.

Еще одна претензия при проверке – только 65% школ разместили информацию на сайтах, где указано, сколько у них обучается детей, для которых русский язык не родной. Не разместили ее Ковров, Гусь-Хрустальный и Камешковский район. При этом по закону она должна быть в открытом доступе. И только у 42% школ с детьми-инофонами занимаются их социальной и культурной адаптацией.

Заниматься детьми не перестают и на каникулах. Практически во всех школах – 94% - есть программы занятия с учениками в каникулы, но при этом только 60% несовершеннолетних обучающихся, охвачены различными формами деятельности в период законного отдыха.

Педагоги не забыты

Как известно, в регионе наблюдается дефицит педагогов разных направлений, но с кадрами по воспитательной работе все на удивление хорошо: укомплектованность муниципальных общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами по воспитательной работе составляет 94 % (исключение – Гусь-Хрустальный район). Практически везде они регулярно повышают квалификацию, а большинство школ может похвастаться победителями и призерами профессиональных конкурсов по воспитанию и социализации обучающихся («Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя», 7 «Школа - территория здоровья» и др.) на региональном, федеральном, международном уровнях. Больше всего участников профессиональных конкурсов в Гусь-Хрустальном и Камешковском районах, меньше всего - в Гороховецком (1%), Ковровском (3%), Киржачском (1%), Суздальском (3%) и ЮрьевПольском (2%) районах. А в Меленковском районе таких нет вообще.

Не забыты и классные руководители – в большинстве школ с ними работают методисты, однако такая система отсутствует в Гусь-Хрустальном, Муромском и Собинском районах. Для молодых классруков предусмотрена наставничество опытных коллег – с ним повезло 85% учителей. Но только 65% классных руководителей прошли курсы повышения квалификации. В Александрове таких не было вообще, в Гусь-Хрустальном районе - 9%, в Ковровском районе - 13%, в Петушинском районе - 22,4%.

Впрочем, в институте образования дали рекомендации, как решать проблемы. Например, организовать региональный конкурс модулей программ воспитания, провести первый слет классных руководителей на региональном уровне, разработать различные методические рекомендации. Кстати, в области есть проект «Развитие воспитание во Владимирской области», расписывающий действия до 2022 года, результатом реализации которого должно стать «развитие единого воспитательного пространства Владимирской области, построенного на интеграции всех социальных институтов». Видимо, результаты ее реализации мы увидим через год.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

- Ничто не ново под луной, школа воспитывающая в нашей стране уже была. Помню, моя бабушка – учитель географии – ходила по домам своих учеников, вела беседы и отлавливала их около церкви во время праздников. Сейчас воспитание снова внедрили на обязательно уровне. Что это изменит? Добавит бумажной работы. В остальном хороший учитель – это призвание, он постоянно развивается сам, и вдохновляет на развитие своих учеников, налаживает с ними контакт. Мне кажется, в плане воспитания это эффективнее, чем написание специальных программ и рекомендаций. Опять же, это дополнительная нагрузка на классных руководителей. И я все чаще вспоминаю слова моей более старшей коллеги: работать в школе можно, пока нет своей семьи. Я в школу не вернулась после декрета как раз по этой причине, и, глядя на изменения – не жалею об этом, - признается Юлия Андреева, в недавнем прошлом учитель истории и иностранного языка.
Made on
Tilda