Из журналистики – в педагоги
Выпускник МГУ, выучившись на журналиста, предпочел карьеру школьного учителя
Полина НЕМЧИНОВА

Артем Гусев преподает русский язык и литературу в школе №1 Гусь-Хрустального, издает вместе с ребятами газету и борется с профессиональным выгоранием. Молодой человек стал педагогом по призванию. Поступив на факультет журналистики в МГУ, он ни дня не расставался с родной школой, которую закончил и он, и его мама, практически с первого курса стал вести кружок журналистики для ребят. Как признается Артем, этот опыт и навел его на мысль, что он хочет работать педагогом.

«Быть учителем – сознательное решение»

- Я не работал по профессии, не получал деньги за журналистику, было ощущение, что это не то, чем я хочу заниматься. Мне больше нравился формат работы в школе, поэтому на четвертом курсе бакалавриата я подал заявку в программу «Учитель России», прошел профессиональную переподготовку, - рассказывает молодой педагог.

Артем вспоминает, что учиться пришлось всерьез, причем не только теории. На одном из уроков ему пришлось усмирять драку в классе – ее специально разыграли на одном из открытых уроков, чтобы оценить, как он справится с ситуацией. Параллельно молодой гусевчанин продолжал учиться в магистратуре на журналистике, вел кружок журналистики как учитель дополнительного образования в родном Гусь-Хрустальном, а потом и работал в Подмосковной школе как учитель русского языка и литературы.

Вернуться в родной город на должность учителя – сознательное решение Артема, о котором он пока не жалеет.

- Если считать мой стаж с начала работы педагогом дополнительного образования, то в школе я пять лет, если именно как учитель русского языка и литературы, то четвертый год. Мне комфортно в школе, нравится работать с детьми, постоянно развиваться, узнавать новое. Я уверен, что в современной жизни нужно постоянно учиться. Только постоянный процесс обучения позволит быть востребованным, - признается он. - Между выбором – педагог или журналист – я никогда не сомневался. Хотя навык написания различных текстов мне очень помогает в работе.

При этом Артем уверен, что учитель может допускать ошибки, и удачно, если на них кто-то укажет. Но важно уметь их признавать и честно говорить об этом ученикам. А снизить риск ошибки поможет только тщательная подготовка к урокам.

«Школьники не могут знать все предметы»

Несмотря на молодость, Артем успешно преподает как у средних классов, так и десятиклассников. Со старшими ему нравится работать даже больше.

- Мне комфортно работать с более старшими детьми, они ближе мне по темпераменту, по усидчивости. У пятиклашек энергии намного больше, чем у меня, они здорово выматывали, - признается он.

При этом Артем понимает, что ученики попадаются разные: кто-то увлечен, кто-то равнодушен.

- Есть те, кому не нужна литература. Не то, чтобы им ничего не интересно, просто мой предмет сейчас для них не нужен. В конце, концов, дети не могут знать все школьные предметы одинаково хорошо, - уверен педагог. – Но специальных поблажек у меня нет. Все-таки требования по основным школьным предметам должны быть одинаковые. И не только по русскому языку, который нужен всем. Хотя литературу я считаю намного более сложным предметом, чем русский язык. Все же она относится к сфере искусств.

Кстати, учитель уверен, что отношение к оценкам нужно менять. Важно не что получил ученик за контрольную, а что нового и полезного узнал в школе. А «двойки» и прочие баллы должны перестать быть карательным инструментом. И задача педагогов – научить детей ставить перед собой цели и планировать индивидуальный путь развития.

- Ребенок должен понять, что и для чего он делает в школе каждый год, - уверен Артем. – А для этого нужна психологическая поддержка – школьные тьюторы, коучи, психологи. Хочется, чтобы школа шла в ногу со временем, чаще подстраиваясь под детей.

«Мне не боятся доверять»

Несмотря на молодость, педагогу доверяют опытные коллеги. Благодаря этому Артем успешно реализует в школе два масштабных проекта – «Летнюю школу», которую они придумали с бывшими одноклассниками, и «Медиацентр». В «Летней школе» ребята-первокурсники мечтали рассказать школьникам, как они сдавали ЕГЭ, писали олимпиады, учились в университетах. Проект оказался настолько успешным, что ребята дважды получали гранты, и проводили профильную смену с лагерем «Искатель». В «Летней школен» учат историю с помощью мемов, разбираются в правилах английского языка с помощью пельменей, а яркие уроки ведут студенты и эксперты разных уровней.

«Медиацентр» - другое детище Артема. Это не просто создание школьной газеты, но и передача опыта. В этом году в гусевской школе открылся медиакласс, где преподает Артем и который не каждая московская школа может позволить себе. Молодой учитель верит, что школьные медиа позволяют создать особый климат, в котором педагогам, школьника и родителям проще найти общий язык.

- В каждой школе можно найти особую деталь, то, что называется уникальным предложением, надо его просто сформулировать и развивать, создавать бренд образовательной организации. Наша задача – научить пользоваться современными инструментами общения, социальными сетями и, конечно, получать новые знания, - объясняет он идею проекта.

Баланс между жизнью и работой

Артем признается, что проблема профессионального выгорания все время идет рядом с учителями. Ему самому пока удается найти хрупкий баланс между работой и личной жизнью.

- Если учитель работает на ставку, на восемнадцать часов в неделю, у него есть время готовить качественные уроки, есть время жить, но жить не на что. Я учу себя не преувеличивать свое значение в жизни учеников, не брать на себя полную ответственность за усвоение ими знаний, но при этом максимально качественно готовиться к урокам, давать им информацию, - делится Артем Гусев секретами своей работы.

Учитель-словесник помнит всех своих детей – с кем запускал школьную газету, пятиклашек, которые многому научили его своими неожиданными вопросами, но классное руководство пока не берет.

- Это очень ответственный шаг, не уверен, что семь следующих лет проработаю в этой школе, - объясняет он свой выбор.

Артем не строит планов на будущее, и не планирует возвращаться в Москву – говорит, в мире много возможностей реализовать себя.

– Как только почувствую, что больше не могу работать с полной отдачей, ничего не могу дать детям, уйду. Возможно, стану бариста. Буду варить кофе, и мой рабочий день будет заканчиваться, когда я выключил кофемашину. Мама подарила мне занятия на соответствующих курсах. Так что я сертифицированный бариста, у меня есть запасной план, - смеется он.

Made on
Tilda