Студент-"кванторианец" получил грант на разработку технологии "виртуальных экспериментов"

Второкурсник ВлГУ Даниил Немировский будет заниматься технологией, которая позволит в виртуальном пространстве работать руками

Вероника Панина

Учащийся технопарка "Кванториум-33" по направлению "VR/AR-квантум" (то есть программы создания виртуальной реальности) Даниил Немировский стал "УМНИКом". В том смысле, что он получил грант от российского Фонда содействия инновациям по программе "УМНИК-VR/AR". Всего в рамках проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика РФ" гранты вручили по нескольким направлениям - «УМНИК – Цифровой нефтегаз», «УМНИК-Электроника», «УМНИК-VR/AR», «УМНИК – Цифровая Россия». Победителей оказалось около десятка со всей России. В их числе - Даниил Немировский - студент 2 курса Института прикладной математики, физики и информатики ВлГУ. В технопарке он обучается в VR/AR-квантуме у наставника Дениса Немировского, аспиранта ИПФМИ ВлГУ.

Проект, под который Даниил получил этот престижный грант, называется «Разработка программного обеспечения для устройств виртуальной реальности по обучению на научно-исследовательском оборудовании в области фотоники, оптоинформатики и лазерной физики». Звучит сложно, и в исполнении будет не менее сложно - простых вещей в сфере виртуальной реальности не бывает.
- Программное обеспечение позволит удалённо обучать специалистов сложным работам на специализированном учебном, научном и промышленном оборудовании, – объясняет Даниил Немировский.

Если попробовать еще упростить, то Даниил будет разрабатывать программное обеспечение, которое позволит "работать" в виртуальном пространстве на реально существующем оборудовании. В частности, побудительным мотивом для таких разработок стал переход всех школ и вузов на дистанционное обучение этой весной. Если теоретические предметы - от математики до литературы - в удаленный формат переводятся без особых потерь, тут все зависит от компетентности и желания педагогов, то экспериментальные науки - физика и химия - от перехода на удаленку сильно проиграли. Мало у кого дома есть оборудование для проведения даже простейших экспериментов, которое стоит в каждом классе. Даже пробирка и лакмусовая бумажка не в каждой квартире найдутся.

Именно решением таких проблем, в перспективе, и станет разработанное Даниилом Немировским программное обеспечение. Пока что грант получен под разработку определенной технологии для обучения на промышленном оборудовании, но почему бы потом не распространить этот принцип на другие сферы?

- Сложность доступа к проведению экспериментов на оборудовании является одним из рисков получения учащимися профессиональных компетенций. Одно из решений проблемы – использовать устройства виртуальной реальности. В моем проекте речь идет про обучение на научно-исследовательском оборудовании в области фотоники, оптоинформатики и лазерной физики. Разработка программного обеспечения для этих устройств сможет обеспечить проведение лабораторных и экспериментальных работ без нарушения учебного процесса, - поясняет Даниил.

Программа позволит учащемуся "брать" предметы в виртуальном пространстве, "включать" и "выключать" установки и оборудование. Что важно - это абсолютно безопасно, даже ученик с нулевыми знаниями никак не сможет повредить оборудование и получить травму. В худшем случае получит двойку.

Есть и еще одно перспективное направление использования таких разработок - новый программный продукт позволит людям с ограниченными возможностями получить доступ к сложному оборудованию и практикам через разрабатываемую виртуальную среду.

КОНКРЕТНО

Научным руководителем студента является Денис Немировский, аспирант Института прикладной математики, физики и информатики ВлГУ. Сбор информации и планирование логики для разработки прототипа приложения для устройств виртуальной реальности проходило в учебно-научной лаборатории фемтонанофотоники ВлГУ. Консультантами выступили директор ИПМФИ Кирилл Хорьков и инженер-исследователь вуза Дмитрий Кочуев.

Made on
Tilda